Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Перезагрузка' значит покорность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россияне и, в особенности, Путин, извлекли из этого десятилетия другие уроки. Запад предположил, что экономическая недееспособность привела к развалу Советского Союза. Путин и его коллеги пришли к выводу, что Россия пострадала из-за попытки исправить экономическую недееспособность крупномасштабными реформами. С точки зрения Путина, экономическое благосостояние и национальная мощь не обязательно идут рука об руку в том, что касается России. Джоржд Фридман, 'Российская экономика и российская мощь'

Россияне и, в особенности, Путин, извлекли из этого десятилетия другие уроки. Запад предположил, что экономическая недееспособность привела к развалу Советского Союза. Путин и его коллеги пришли к выводу, что Россия пострадала из-за попытки исправить экономическую недееспособность крупномасштабными реформами. С точки зрения Путина, экономическое благосостояние и национальная мощь не обязательно идут рука об руку в том, что касается России.

Джоржд Фридман, 'Российская экономика и российская мощь'

Статья Фридмана подтверждает мою идею о том, что мысли, которые Байден высказал на прошлой неделе в своем интервью The Wall Street Journal , не только не годились для публичного оглашения, но и основывались на в корне неверной оценке реакции России на экономические и неэкономические проблемы. Недооценивая мощь России из-за ее экономических проблем, Байден совершает ту же ошибку, которую уже сделал раньше, когда заявил грузинскому парламенту, что Грузия могла бы вернуть себе отделившиеся анклавы, построив образцовое процветающее государство. Судя по всему, он действительно верит, что политическая мощь проистекает из экономической мощи и других ее источников не существует. Между тем, как пишет Фридман, в России это далеко не всегда так. И в любом случае, это не объясняет относительную несоразмерность мощи России и ее соседей - в том числе, большинства стран Европы.

Кроме того, Фридман указывает на еще один важный аспект вопроса: демографический спад приведет Россию к политической слабости, на которую рассчитывает Байден, не раньше, чем через поколение. Байден и Обама ведут в 2009 году политику, которая будет иметь смысл только в 2029 году или еще позднее, и только в случае, если тенденция к спаду сохраниться. Такое впечатление, что они думают, что на дворе все еще 1999 год, и США могут делать в окрестностях России все, что им заблагорассудится. Своими действиями они углубляют недоверие и антагонизм со стороны крупной державы, которая нужна США в качестве постоянного союзника. Когда речь идет о внешней политике, администрация склонна к исключительно краткосрочному планированию. Я полагаю, что ее подход в России, хотя он вполне лежит в русле американской политики последних двадцати лет и упакован в риторические формулы о слабости русских в долговременной перспективе, в сущности основывается на сиюминутном ощущении слабости России, которое вызвано финансовым кризисом и падением цен на нефть и вряд ли сохранит актуальность на ближайшие три или семь лет. Возможно, в долгосрочной перспективе Россию действительно ждет упадок, однако ее текущее серьезное ослабление временно. Скорее всего, мы никогда больше не увидим нефть по 20, а то и 10 долларов за баррель - а ведь именно это не давало России в девяностые что-либо делать на международной арене.

По мере оздоровления глобальной экономики будет расти спрос на нефть. Соответственно возрастут и доходы России, и это означает, что редкостно скверное состояние российской экономики не продлится до конца президентского срока Обамы. Конечно, сырьевые экономики слабы в своей основе и слишком зависят от экспорта ресурсов, однако во времена глобального экономического роста они процветают. Между тем на окончание рецессии администрации следует надеяться, исходя из собственных интересов. Если Вашингтон будет провоцировать Россию и настраивать ее против себя в один из этих периодов относительной слабости, ему будет не к чему апеллировать, когда экономика придет в норму, и Россия почувствует себя в должной мере в безопасности, чтобы пойти на определенные уступки.

Администрация, как и ее предшественники, совершенно не осознает того факта, что Москва считает свое влияние в ближнем зарубежье само собой разумеющимся, так же как и наше правительство не собирается обсуждать вопрос о влиянии США в Западном полушарье. Невозможно представить себе, при каких условиях, за вычетом полного коллапса режима, Москва стала бы терпеть дальнейшее расширение НАТО.

___________________________________________________________

Российская экономика и российская мощь ("Stratfor", США)

Десятилетие с Путиным ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)

Обсудить публикацию на форуме