Уважаемый председатель Векслер, уважаемый конгрессмен Гэллели, уважаемые члены Комитета!
Благодарю за возможность выступить сегодня перед вами и рассказать о достижениях Администрации по результатам встречи президента Обамы с президентом Медведевым в Москве 6-8 июля. Полный текст своего заявления я хотел бы представить для протокола, а сейчас воспользоваться возможностью, чтобы высказать несколько кратких замечаний.
Позвольте для начала обрисовать общий контекст саммита и его результатов. Приступая к обязанностям, администрация Обамы поставила себе задачу - покончить с опасным 'скольжением по наклонной плоскости' в наших двусторонних отношениях с Россией. В декабре прошлого года Обама - в то время избранный президент - призвал к 'перезагрузке' отношений с этой страной. Он отметил, что у США и России есть общие интересы в целом ряде областей, - например, борьбе с распространением ядерного оружия, терроризмом, по Афганистану - и что мы сможем наладить практическое сотрудничество на данных направлениях, даже несмотря на разногласия по другим вопросам. Результаты Московского саммита свидетельствуют, что интуиция президента не подвела.
За те шесть месяцев, что прошли после вступления президента Обамы в должность, Соединенные Штаты и Россия приложили немало усилий к тому, чтобы дать нашим отношениям новый импульс. Помимо прогресса, достигнутого нашими лидерами в улучшении тональности наших отношений и создания климата доброй воли между двумя странами, нам, как показывают итоги Московского саммита, удалось преобразовать заявления о возможности сотрудничества во внятные, конкретные шаги, имеющие фундаментальное значение для благосостояния и безопасности обеих наших стран.
Более того, чтобы достичь этого существенного прогресса в отношениях с Россией, нам ни в коей мере не пришлось поступаться нашими принципами или партнерскими связями с нашими друзьями и союзниками. Во многих областях мнения Соединенных Штатов и России по-прежнему расходятся, и будут расходиться. Тем не менее в Москве мы самым конкретным образом продемонстрировали стремление строить отношения друг с другом на основе взаимного уважения, сотрудничества и общих интересов.
Прежде всего, США и Россия предприняли важные шаги в деле повышения ядерной безопасности и предотвращения распространения ядерного оружия, начиная с сокращения собственных ядерных арсеналов. Два президента подписали документ под названием 'Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений', согласно которому стороны должны заключить юридически обязывающий договор о сокращении своих ядерных боеголовок и средств доставки как минимум на треть по сравнению с ныне действующими ограничениями. Они также договорились о совместном анализе угроз и баллистических ракетных вызовов 21 века, включая и те, что связаны с Ираном и Северной Кореей. Не теряя времени, мы претворяем данное решение в жизнь: на этой неделе в Москву отправляется межведомственная группа экспертов, чтобы начать соответствующие дискуссии.
Во-вторых, мы взяли на себя конкретные обязательства по углублению сотрудничества в сфере безопасности, включая и взаимодействие в борьбе с экстремистскими силами, исповедующими насилие, и противодействии угрозам транснационального масштаба, в том числе пиратству и торговле наркотиками. В рамках саммита Председатель Комитета начальников штабов адмирал Маллен и начальник Генерального штаба вооруженных сил России генерал Макаров договорились о плане действий по возобновлению сотрудничества между военными ведомствами двух стран в таких сферах, как антитеррор, поисково-спасательные операции и борьба с пиратством.
Еще одним весьма конкретным результатом саммита стало разрешение России на транзит через ее территорию американских военнослужащих и оборудования для поддержки возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности и нашего Коалиционного контингента в Афганистане. Это соглашение обеспечивает большую гибкость и дальнейшую диверсификацию наших важнейших маршрутов снабжения, что позволит США сэкономить до 133 миллионов долларов на топливе, техобслуживании и других транспортных затратах. Значение этого вклада в наши усилия по обеспечению мира и стабильности в Афганистане, что соответствует и стратегическим интересам России, не следует недооценивать. Это нагляднейший пример способности наших стран сотрудничать ради общих интересов - без каких-либо оговорок.
Мы также договорились о сотрудничестве в ряде сфер, не связанных со стратегическими вопросам. В частности, Соединенные Штаты и Россия предприняли шаги по наращиванию сотрудничества в области здравоохранения, предусматривающие возможность активизации взаимодействия между научно-исследовательскими учреждениями США и России по проблемам ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, а также профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, мы решили возобновить работу Совместной комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести в ходе боевых действий.
Наконец, президенты Обама и Медведев признали необходимость структурирования нашего взаимодействия по важнейшим направлениям на межведомственной основе. Двустороння президентская комиссия под председательством глав наших государств и непосредственным руководством госсекретаря Клинтон и министра иностранных дел Лаврова обеспечит механизм для закрепления и развития достигнутого в Москве, а также форум для эффективной совместной работы над сужением сферы наших разногласий.
Несмотря на все эти позитивные события, мы не питаем иллюзий, и хорошо осознаем, что 'перезагрузка' двусторонних отношений будет делом непростым, а наши разногласия с Россией никуда не исчезнут. Тем не менее, мы убеждены, что Соединенные Штаты и Россия способны взаимодействовать там, где наши интересы совпадают, и одновременно стремиться к сужению сферы наших разногласий на основе открытости и взаимного уважения - будь то по вопросам прав человека или незаконного признания Россией сепаратистских регионов Грузии. В этом отношении президент недвусмысленно дал понять, что 'перезагрузка' двусторонних отношений будет осуществляться не в ущерб нашим друзьям и союзникам. Мы не только на словах, но и на деле демонстрируем нашу приверженность принципу территориальной целостности и независимости соседей России, в том числе Украины и Грузии. В Москве президент Обама четко заявил, что мы будем и дальше поддерживать их суверенитет, и право самостоятельно решать вопрос о членстве в международных структурах безопасности; эти заявления были подкреплены визитом вице-президента в две упомянутые страны, состоявшимся не далее как на прошлой неделе. Президент также подчеркивал, как в частных беседах, так и публично, неизменность позиции Америки в поддержку демократии, прав человека и верховенства закона.
В заключение хотел бы отметить, что на Московском саммите Соединенные Штаты и Россия предприняли существенные шаги, призванные претворить 'перезагрузку' в конкретные достижения на благо наших стран и наших партнеров на мировой арене. Не отказываясь от наших принципов, от наших друзей и союзников, мы продемонстрировали, что Соединенные Штаты и Россия способны эффективно взаимодействовать по широкому кругу вопросов, где наши интересы совпадают.
Г-н председатель, конгрессмен Гэллели, уважаемы члены Комитета! Я благодарен за возможность выступить сегодня перед вами, и буду рад ответить на ваши вопросы.
Филипп Х. Гордон (Philip H. Gordon), заместитель госсекретаря, глава Управления по делам Европы и Евразии (Bureau of European and Eurasian Affairs)
__________________________________________________________