На этой неделе вице-президент Байден посетил Украину и Грузию, чтобы дать этим странам заверения: в ходе недавнего саммита в Москве Соединенные Штаты не поступились их интересами.
Главная дипломатическая проблема здесь связана с отношениями между этими двумя государствами и НАТО. В Грузии идея о присоединении к альянсу крайне популярна среди населения и пользуется поддержкой большей части политического истэблишмента. В то же время на Украине, по данным социологических опросов, большинство граждан - а в восточных регионах страны это простое большинство превращается в подавляющее - выступает против членства в НАТО; киевская же элита по этому вопросу раскололась пополам. Москва категорически возражает против вступления обоих своих соседей в альянс - который она расценивает как по сути антироссийский военный блок - и упрекает США за поддержку их 'заявок'.
Администрация Буша действительно однозначно поддерживала присоединение Украины и Грузии к НАТО. Администрация Обамы явно проявляет куда меньше энтузиазма в этом вопросе, но и она не желает ущемлять интересы обеих стран в процессе 'перезагрузки' отношений с Россией. Этим и обусловлен визит вице-президента.
Впрочем, существует достаточно простой способ, позволяющий вырваться из этого дипломатического 'заколдованного круга'. Дело в том, что в НАТО по отношению к потенциальным будущим участникам параллельно действуют два в равной мере легитимных принципа. Первый заключается в том, что на членство в альянсе может претендовать любая страна. В то же время второй - повторимся, столь же легитимный - принцип предусматривает право каждой страны-участницы в НАТО ветировать или отложить вступление любого кандидата. НАТО действует на основе консенсуса - по любым вопросам, от самых тривиальных, до столь важных, как расширение состава Организации.
Одним словом, Вашингтон не может в одиночку принимать кого-либо в НАТО. Для этого необходимо согласие всех 28 стран-участниц. К сожалению, и предыдущая, и нынешняя администрация ведут себя так, будто вопрос о членстве Грузии и Украины зависит исключительно от Вашингтона, что не соответствует действительности.
В настоящее время примерно половина стран НАТО выступает против любых сколько-нибудь значительных шагов в сторону присоединения Украины и Грузии к этому блоку. Другая половина поддерживает их заявки, но с разной степенью активности. На Бухарестском саммите НАТО в 2008 г. тогдашний президент Буш и госсекретарь Райс буквально из кожи вон лезли, добиваясь подключения обеих стран к так называемому Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ). Однако Германия и Франция заблокировали это предложение. Более того, германский канцлер и французский министр иностранных дел накануне встречи публично выступили против ПДЧ для Украины и Грузии, давая понять, что на уступки они не пойдут.
Независимо от того, как вы относитесь к вступлению Украины и Грузии в НАТО (лично я категорически против их присоединения, поскольку считаю, что это не отвечает интересам США), очевидно, что если это и произойдет, то лишь через много лет. Поэтому в своей дипломатической позиции Вашингтону следует переместить акцент с первого принципа на второй. Мы должны - и непременно публично - проинформировать Киев и Тбилиси, что решение их проблемы следует искать не в Вашингтоне, а в других столицах. Это не ущемит их интересов, но позволит Соединенным Штатам устраниться от прямого участия в решении вопроса.
Подобное изменение позиции позволит добиться сразу трех результатов. Во-первых, проблема членства Грузии и Украины в НАТО перестанет занимать центральное место в американо-российских отношениях; мы продемонстрируем Москве, что свою озабоченность ей следует адресовать Берлину и Парижу, и сможем вместе с русскими сосредоточиться на других важных вопросах 'перезагрузки'. Во-вторых, мы четко дадим понять Киеву и Тбилиси (и возможно не только им), что Америка - не Санта-Клаус, что им не следует по каждому вопросу обращаться в Вашингтон (как это происходит сейчас), и если они хотят стать членами НАТО, то должны в первую очередь позаботиться о собственном соответствии критериям членства в этой организации. В третьих, центр тяжести в плане решения этой проблемы переместится на другой берег Атлантики, где ему и следует находиться.
Один искушенный ветеран дипломатии как-то сказал мне: международные отношения по сути представляют собой 'игру с горячей картофелиной', и главное здесь - не оказаться тем простофилей, у которого на руках останется этот обжигающий корнеплод. К сожалению, Вашингтон ведет себя с точностью до наоборот, как будто 'горячие картофелины' международных проблем - это ценные призы, за которыми следует охотиться и не выпускать из рук.
Членство Украины и Грузии в НАТО - именно из таких 'фальшивых призов'. Кроме того, с учетом глубоких разногласий внутри самого альянса, оно в любом случае не станет реальностью в обозримом будущем. Администрация Буша оказала медвежью услугу нашим национальным интересам, - в отношениях и с Россией, и с Европой - проталкивая эту злополучную схему. И администрация Обамы хорошо послужит стране, если перебросит эту дипломатическую 'горячую картофелину' Парижу, Берлину и другим игрокам - а те пусть сами решают, что с ней делать: пытаться остудить, или просто выбросить.
И. Уэйн Мерри - старший научный сотрудник Совета по американской внешней политике (American Foreign Policy Council)
__________________________________________________________
Российско-американские отношения ("US Department of State", США)
'Перезагрузка' значит покорность ("The American Conservative", США)