Волна насилия в Чечне нарастает, и переговоры с мятежниками-эмигрантами ее не остановят
Целью теракта, совершенного смертником в чеченской столице в минувшее воскресенье, судя по всему, было продемонстрировать несостоятельность заявлений президента республики Рамзана Кадырова о том, что с мятежом на ее территории покончено. Изо всех сил стараясь показать Москве, что он не только воин, но и миротворец, Кадыров начал переговоры с живущим в эмиграции лидером мятежников Ахмедом Закаевым. Однако повстанцы, засевшие в горах, похоже, не собираются складывать оружие.
В воскресенье смертник - для Кавказа такая разновидность террора в принципе нехарактерна, но в последнее время встречается все чаще - подорвал себя возле здания грозненского театра. В театре был аншлаг, но внутрь террорист попасть не смог: он взорвал прикрепленную к телу бомбу, когда заподозрившие что-то полицейские остановили его у входа. (Такова версия мейнстримовских СМИ, основанная на заявлениях чеченских властей. На исламистском интернет-сайте мятежников 'Кавказ-центр' утверждается, что взрыв произошел 'на некотором расстоянии' от театра, и что подлинной целью камикадзе был сам Кадыров, очевидно, находившийся в этом районе). В результате теракта шесть человек (четверо старших офицеров полиции и двое строителей) погибли; еще девять получили ранения.
То, что боевые действия в Чечне продолжаются, очевидно каждому. Несмотря на постоянные заявления Кадырова об одержанной 'победе' и официальную отмену режима контртеррористической операции в апреле нынешнего года (он действовал в Чечне с начала десятилетия), вооруженный мятеж сепаратистов все еще тлеет. Продолжаются и неуклюжие попытки правоохранительных органов его подавить. В апреле представитель правозащитной организации 'Мемориал' заявил в интервью Радиостанции 'Свобода', что с начала нынешнего года 34 чеченца были похищены неизвестными вооруженными людьми - предполагается, сотрудниками силовых структур. Убийство сотрудницы 'Мемориала' Натальи Эстемировой две недели назад почти наверняка связано с ее работой по сбору информации о сожжении домов, принадлежащих родственникам людей, подозреваемых в причастности к терроризму.
На деле, отмечает Алексей Мухин - директор московского Центра политической информации - 'война между незаконными вооруженными формированиями и кадыровской командой становится все интенсивнее'.
Когда речь идет о Кавказе, любые попытки проследить причинно-следственную связь происходящих событий неизбежно носят отчасти условный характер, но согласно одной версии нынешнюю вспышку насилия спровоцировала депортация из Египта в июне нынешнего года Махсуда Абдуллаева - 22-летнего сына Супьяна Абдуллаева, ближайшего помощника лидера мятежников Доку Умарова. Это событие вызвало непродолжительное оживление в прессе - Amnesty International и другие правозащитные организации осудили решение о высылке в Россию Абдуллаева, которому ранее было предоставлено политическое убежище в Азербайджане. После этого о Махсуде какое то время ничего не было слышно, а затем он выступил по чеченскому телевидению, осуждая действия своего отца и настаивая, что это заявление он делает 'абсолютно добровольно' и 'никакого давления' на него не оказывается.
'На мой взгляд, именно эта ситуация с 'похищенным' студентом спровоцировала покушение на Евкурова. А оно, в свою очередь, вызвало эскалацию насилия в Чечне, Ингушетии и Дагестане, и, в частности, привело к массовой гибели сотрудников правоохранительных органов, - отмечает Мухин. - Таким образом, довольно незначительный инцидент перерос в полномасштабную террористическую кампанию'.
Какова бы ни была причина эскалации насилия, эта вспышка не сулит Кадырову ничего хорошего. Многие в руководстве российских силовых структур с самого начала были недовольны отменой режима контртеррористической операции, и чеченский президент изо всех сил пытается доказать Москве, что это решение было правильным. Теракт в воскресенье представляется намеренной попыткой сорвать его усилия.
В пятницу - за два дня до взрыва в Грозном - стало известно, что высокопоставленные сотрудники кадыровской администрации встретились в Осло с Ахмедом Закаевым, официальным представителем мятежников, с 2002 г. живущим в эмиграции в Лондоне. Основной темой переговоров было 'решение политических вопросов не силовыми, а политическими методами'; как выразился сам Закаев в интервью агентству Reuters. Хотя никаких конкретных договоренностей достигнуто не было, - или, по крайней мере, о них не сообщалось публично - но тон с обеих сторон был явно оптимистичный.
Аналитики тут же усмотрели связь между встречей в Осло и терактом в Грозном, озвучивая гипотезу о том, что эскалация насилия призвана дискредитировать попытки Кадырова сыграть роль миротворца за счет переговоров с Закаевым.
Ни для кого не секрет, впрочем, что Закаев не имеет серьезного влияния на мятежников в самой Чечне. 'Республика Ичкерия, которую Закаев, по его собственным словам, представляет - это миф, и полевые командиры мятежников это отлично понимают', - поясняет Мухин. Кстати, судя по всему, реальным лидером повстанцев, который руководит действиями боевиков, и на которого Кадыров возложил ответственность за воскресный теракт, является Умаров. 'Кавказ-центр', поддерживающий Умарова, пренебрежительно называет Закаева 'главой 'телефонного правительства''.
Какой-нибудь циник - особенно циник, родившийся в России - непременно укажет на тесные связи Закаева с Борисом Березовским, и тот (предполагаемый) факт, что состояние этого олигарха быстро тает из-за экономического кризиса. Переговоры с Кадыровым позволяют Закаеву оставаться в центре внимания, а то, что внешне его действия выглядят как капитуляция не перед Москвой, а перед другим чеченцем, бывшим товарищем по оружию, позволяет ему отчасти сохранить лицо. В результате представляется вполне возможным, что в конце концов эти двое достигнут договоренности.
Но если такая сделка и будет заключена, она не покончит с нынешней вспышкой насилия. В июне на сайте 'Кавказ-центр' появилось сообщение, что в Чечне сформирован отряд террористов-смертников из 20 человек. С тех пор камикадзе нанесли два удара - речь идет о покушении на Евкурова 22 июня и воскресном взрыве в Грозном. Если утверждения на сайте мятежников соответствует действительности, впереди еще 18 терактов.
_____________________________________________________
Ахмед Закаев: Чечня никогда не пойдет проив Грузии ("Georgian Times", Грузия)
Гражданин Турции был в числе тех, кто погиб в результате теракта в Чечне ("Today's Zaman", Турция)