В Верховном суде Северного Рейна-Вестфалии слушается уголовное дело по обвинению четверых исламских экстремистов в подготовке серии терактов на территории Германии. Неожиданное признание, сделанное подсудимыми в ходе процесса, привело в замешательство Генеральную прокуратуру ФРГ: по всему получается, что об их преступной деятельности были изначально осведомлены спецслужбы Турции, а также ЦРУ США.
На скамье подсудимых два принявших ислам немца - 29-летний Фриц Геловиц (и 23-летний Даниэль Шнайдер, а также два турка - 30-летний гражданин ФРГ Адем Йылмаз и депортированный в 2008 году из Турции 24-летний Атилла Селек. По версии прокуратуры, все четверо - участники радикального 'Союза исламского джихада' (СИД), созданного в 2001 году при поддержке террористического объединения 'Исламское движение Узбекистана'.
Знакомство Геловица, Шнайдера и Йылмаза состоялось в одном из тренировочных лагерей СИД на границе Афганистана и Пакистана. Вернувшись в 2006 году в Германию, они приступили к подготовке серии терактов в общественных местах, часто посещаемых военнослужащими США. Преступления планировалось совершить в сентябре 2007 года на территории американской военно-воздушной базы Рамштайн (земля Рейнланд-Пфальц), а также в аэропортах и крупных увеселительных заведениях Кельна, Штутгарта, Мюнхена, Дортмунда, Дюссельдорфа и Франкфурта-на-Майне. По замыслу террористов, эти акции должны были сорвать намеченное на 12 октября 2007 года голосование депутатов Бундестага за продление срока пребывания военнослужащих Бундесвера в Афганистане. Теракты планировалось проводить по единой схеме: первый взрыв вызывал скопление большого количества людей - бригад медиков, полицейских, пожарных и просто добровольцев, оказывающих помощь раненым. И тогда срабатывал таймер в оставленном преступниками поблизости от места происшествия заминированном автомобиле, что должно было привести к многочисленным жертвам. Чтобы реализовать задуманное, террористам требовалось много взрывчатки. Для ее изготовления ими был арендован летний домик в деревне Медебах-Обершледорн в регионе Зауэрланд (земля Северный Рейн-Вестфалия), закуплены электродетали, таймеры, инструмент, а также ингредиенты, необходимые для создания взрывчатой смеси, в том числе 12 пластиковых бочек с сотнями литров перекиси водорода. 'Взрывные устройства, которые можно было изготовить из запасов 'зауэрландской группы', а это свыше 400 кг, оказались бы в 100 раз мощнее тех, что применялись во время терактов в Лондоне и Мадриде', - заявил позже президент федерального ведомства по уголовным делам Йорг Цирке.
С первого дня, как 'зауэрландская ячейка' обосновалась в Медбахе-Обершледорне, каждый шаг ее членов находился под неусыпным контролем полиции. Достаточно сказать, что оперативникам удалось даже подменить хранившиеся в гараже арендованного террористами дома бочки с перекисью водорода на такие же по виду, но с безвредным содержимым. Ранним утром 4 сентября 2007 года бойцы полицейского спецназа GSG-9 штурмом взяли 'лабораторию' исламистов и арестовали Геловица, Шнайдера и Йылмаза.
При задержании Геловиц выстрелом из пистолета ранил полицейского, за что теперь ему вменяется не только подготовка к терактам, но и покушение на убийство.
В распоряжении следствия оказалась солидная доказательственная база. Кроме вещдоков, это были распечатки телефонных переговоров и переписки по электронной почте обвиняемых с их подельниками, данные наружного наблюдения и прочее. Однако сами фигуранты откровенничать не спешили.
Тем не менее материалов для предъявления им обвинений собрано было достаточно, и 22 апреля 2009 года в Верховном суде в Дюссельдорфе процесс начался. Скоротечным он быть не обещал: по делу проходит около 200 свидетелей. Подсудимые же вообще отказались от дачи показаний. Но по прошествии двух месяцев Адем Йылмаз вдруг заявил, что желает сделать чистосердечное признание, попросив суд дать ему возможность переговорить с сообвиняемыми, чтобы склонить их к такому же решению.
Суд это его ходатайство удовлетворил, и уже через день все трое главных фигурантов - Геловиц, Шнайдер и Йылмаз (четвертый, Селек, проходит по делу в качестве пособника) - заговорили под протокол. Но как! 'Содержание и объем протоколов допросов произвели на меня сильное впечатление, - заявил государственный обвинитель Фолькер Бринкман. - С такими масштабами признаний я в своей практике еще не сталкивался'.
Глядя на подельников, заговорил и Селек. Его показания дополнили сказанное ранее Геловицем по поводу еще одного участника подготовки к терактам - жителя рейнвестфальского Людвигсхафена, гражданина Германии, турка по национальности, некоего Мевлюта К.
В частности, Селек сообщил, что Мевлют К. не только передал им в Стамбуле детонаторы для бомб (по словам Селека, 'без него мы бы не смогли их сделать'), но и признал, что состоял в контакте с турецкой тайной полицией.
Озвученная новость привела в замешательство не только прокуратуру. По данным журнала Spiegel, ходатайство об аресте Мевлюта К. может повлечь за собой дипломатический конфликт с Турцией, поскольку сейчас достоверно известно, что он действительно был агентом турецких спецслужб и владел информацией об их сотрудничестве по данному делу с ЦРУ США. Не отсюда ли глубокая осведомленность о планах 'зауэрландской ячейки', проявленная бывшим президентом США Джорджем Бушем-младшим в ходе его встречи с канцлером Ангелой Меркель еще на июньском 2007 года саммите G-8 в Хайлигендамме?
В судебном процессе объявлен перерыв до 10 августа.
_________________
Отморозок хуже террориста ("Русская Германия", Германия)
Свободные выборы помогают террористам ("The Australian", Австралия)