Это была беззастенчивая демонстрация военной силы с привлечением танков, истребителей и трех с лишним тысяч военнослужащих. На прошлой неделе Китай и Россия провели крупнейшие совместные военные учения, когда их батальоны испещрили своими колесами и гусеницами плато и равнины провинции Шэньян.
Учения прошли в момент, когда Москва и Пекин готовятся отметить важный момент в истории: 60-летие установления дипломатических отношений. После длительного периода охлаждения во время "холодной войны" обе страны сегодня заявляют о том, что наладили беспрецедентное стратегическое партнерство.
Но военные маневры, носящие название "Миссия мира 2009", были не просто демонстрацией мощи с пусками ракет по воображаемым террористам или угрозой в адрес США. Их цель заключалась в том, чтобы подать недвусмысленный сигнал мусульманскому населению Китая и России: Пекин и Москва не потерпят никакого раскола.
В обеих странах сегодня возникла угроза мусульманских волнений. В Китае она исходит со стороны уйгуров, чьи выступления в северо-западной провинции Синьцзян этим летом были жестоко подавлены. А России, тем временем, грозит собственное партизанское движение в северокавказских республиках Ингушетии, Чечне и Дагестане.
Но хотя между Китаем и Россией есть много общего, включая страх перед сепаратизмом и исламским радикализмом, есть у них и существенные различия. Несмотря на проведенные учения и июньский визит в Россию китайского руководителя Ху Цзиньтао, московские политики в глубине души серьезно опасаются Китая, и особенно его посягательств.
Недавно российское телевидение заявило, что Пекин составил секретный план. Согласно этому хранящемуся в глубокой тайне плану, Китай намерен захватить удаленный, но очень обширный дальневосточный регион России. Китай в рамках этой стратегии убеждает своих людей переселяться в Россию, жениться на российских женщинах и отнимать либо поглощать местный бизнес.
Дальний Восток всегда был наиболее уязвимой с военной точки зрения частью разраставшейся империи России, являющейся самой большой в мире страной. Он находится в 6100 километрах (3800 миль) и в восьми часах лета от Москвы, и живет там всего 6,5 миллиона российских граждан. А рядом, на противоположном берегу Амура в северо-восточной части Китая проживает 107 миллионов китайцев. В условиях такого демографического дисбаланса в российском воображении возникает первобытный страх по поводу того, что Китай со временем попытается отнять не уступающий по размерам Европе российский Дальний Восток, богатый природными ресурсами, лесом, углем и рыбой. Один только лосось может стать весьма привлекательной целью. Четверть всего тихоокеанского лосося нерестится на изобилующем вулканами полуострове Камчатка. Согласно сценарию российского телевидения, Пекин украдкой пытается свести на нет результаты колонизации Россией прибрежного тихоокеанского региона, которую начали в 18-м столетии искатели приключений царской эпохи. Первоначально в этой местности обитали китайцы. Эти древние кочевники влачили жалкое существование, прячась от тигров, которые до сих пор обитают в горах Сихотэ-Алиня.
В действительности же эти взаимоотношения гораздо более интересны, чем беспочвенные страхи российских националистов. За последнее десятилетие число китайских мигрантов, работающих на российском Дальнем Востоке, на самом деле снизилось. Власти Москвы закрыли недавно огромный столичный Черкизовский рынок, лишив работы тысячи китайцев. На этом крупном рынке обитали китайские торговцы, продававшие "серые" товары на миллиарды долларов. (По данным китайского агентства "Синьхуа", лишь в городе Вэньчжоу провинции Чжэцзян потери составляют более 800 миллионов долларов, поскольку российская милиция конфисковала товары, доставлявшиеся из этого города.) После закрытия рынка 29 июня было депортировано примерно 150 китайских рабочих.
Большинство экспертов полагает, что в стратегические планы Китая не входит захват Дальнего Востока России или примитивная территориальная экспансия. В его планах экономическое развитие, воссоединение с Тайванем и обеспечение внутренней стабильности, что, по мнению специалистов, стало первоочередным приоритетом после июньского мятежа на этнической почве против китайцев-ханьцев в Синьцзяне.
По словам лектора по китайско-российским отношениям из Центра европейских реформ (Centre for European Reform) доктора Бобо Ло (Bobo Lo), настоящий вызов Китая России заключается в другом. Он утверждает, что усиление Китая приведет к "постепенной маргинализации России и вытеснению ее из процесса принятия региональных и глобальных решений". Китайцы не хотят осуществлять военное вторжение в Россию, потому что, как отмечает Ло, они в этом случае проиграют.
Любая утрата влияния вызывает тревогу в Кремле, поскольку он по-прежнему считает Россию крупной мировой державой. В последние девять лет при президенте, а затем премьер-министре Владимире Путине Россия настойчиво пытается возродить свой статус сверхдержавы. Однако за пределами Москвы мало кто сомневается в том, что главная угроза все более шаткой глобальной и экономической гегемонии Соединенных Штатов исходит не из путинской Москвы, а из Пекина Ху Цзиньтао.
Между тем, неформальные связи между Китаем и Россией переживают период расцвета. В летний период, когда сковывающий воды Амура лед тает, российские туристы из красивого российского города Хабаровска едут в Китай. Конечным пунктом их путешествия является сверкающий китайский город Фуюань, куда можно быстро добраться на судне на подводных крыльях.
Ведя вчера свой корабль по Амуру, капитан Александр Уденка показывал корреспонденту Observer границу между Китаем и Россией. На правом берегу реки находится Китай с его низкими зелеными холмами и недавно построенные высотные дома Фуюаня. По воде Амура на своих моторных лодках снуют китайские рыбаки в поисках гигантского, но неуловимого амурского осетра.
А на левом берегу Россия. Здесь нет никаких признаков деятельности человека. Песчаные заливы пусты. Нет даже сторожевых вышек - только сверкающий на солнце зеленый берег, покрытый зарослями из ивы и дуба, а также маньчжурского орешника и японской вишни. Все это дополнительно свидетельствует о том, что Дальний Восток России обезлюдел.
"В 1969 году Китай и Россия воевали на одном из этих речных островов, - рассказывает Уденка, сидя на своем капитанском мостике и ведя судно по середине реки, - это была маленькая война. Сейчас между Россией и Китаем хорошие отношения". "Мы доверяем друг другу", - добавляет он на ломаном китайском.
Десятилетие назад Фуюань был лишь небольшой деревушкой с десятком свиней. Сейчас это стремительно развивающийся город, предлагающий товары в два с лишним раза дешевле по сравнению с Россией. Во время сезона сюда каждый день приезжает несколько сотен российских туристов по дешевым двухдневным путевкам. Они активно торгуются с местными китайцами, которые быстро освоили русский язык.
В Фуюане продается все, что только можно себе вообразить - шубы, компьютеры, мобильные телефоны, носки и даже секс-игрушки. Протаскавшись несколько часов по рынку, большинство россиян расслабляется на сеансах массажа по 10 фунтов стерлингов за час - или красит волосы. Остальные предпочитают вкусно пообедать серебристым карпом из Амура или пельменями со свининой.
"Я так и не привык к их палочкам для еды", - признается 23-летний российский турист Игорь. Он хвастается своими покупками - черной ковбойской шляпой, поддельным пиджаком от Armani, бритвами Gillette Mach 3 и флаконом лосьона после бриться с надписью по-английски, которая означает "Любовные связи". Когда его спрашивают, зачем он купил ковбойскую шляпу, Игорь отвечает: "Да я вчера напился". Местные россияне могут приезжать в Фуюань без визы. Это вполне устраивает местных торговцев, многие из которых переселились сюда из других мест Китая. "Мне нравятся русские. Они такие неразборчивые. Просто хватают все и бегут дальше", - говорит 42-летний владелец секс-шопа Ли Вин (Li Wing).
Фуюань заканчивается внезапно. Его торговый центр выходит к декоративным китайским воротам. Отсюда открывается захватывающий вид на Амур и Россию. А в лесу, посреди сосен, налицо свидетельства того экологического ущерба, который наносится такими городами, как Фуюань: горы мусора, целлофановые пакеты и дохлая сова.
Проблема того, что делать с Дальним Востоком, давно уже занимает умы российского руководства. Советский Союз предлагал большие льготы, чтобы заманить сюда на постоянное жительство рабочих и молодые семейные пары. Они получали высокие зарплаты, возможности для карьерного роста и квартиры. Авиабилеты в европейскую часть России были дешевы. Такие льготы были необходимы, учитывая суровый климат этого региона, где летом стоит палящий зной, а зимой наступают суровые холода, когда температура в январе регулярно опускается ниже 30 градусов.
Но после распада Советского Союза эта система рухнула. Теперь, когда билет до Москвы в оба конца стоит 500 фунтов стерлингов, у нового поколения меньше привязанностей к столице. Вместо посещения Санкт-Петербурга местные россияне предпочитают проводить отпуска в Китае, путешествуя автобусом до китайского морского курорта Далянь и других мест на северо-востоке страны.
Постепенно живущие в азиатской части страны россияне лучше узнают своих соседей. Пенсионеры из расположенного ниже по течению Амура приграничного города Благовещенска начали даже покупать квартиры на китайском берегу реки. А россияне помоложе направляются на запад: с начала 90-х годов население на Дальнем Востоке сократилось на 1,6 миллиона человек. Такой исход вызывает растущую обеспокоенность у Кремля. В пятницу Путин побывал в Хабаровске, где прошла церемония открытия нового трубопровода, идущего с российского острова Сахалин в Хабаровск и дальневосточный портовый город Владивосток. По этому трубопроводу газ будет поставляться в Китай, Японию и Южную Корею. Это одна из попыток стимулирования экономики данного региона.
Во время своей поездки в Россию в июне месяце Ху Цзиньтао принял участие в работе саммита Шанхайской организации сотрудничества, а также провел переговоры в Москве с президентом России Дмитрием Медведевым, результатом которых стало подписание масштабного соглашения о поставках нефти. Он также попил чаю с Путиным. Данная сделка усилила и без того растущее экономическое влияние Китая в этом регионе, а также его конкурентоспособность в соперничестве с Россией за энергоресурсы Средней Азии.
Но в Хабаровске мало кто из местных жителей считает возможным разрыв Дальнего Востока с Россией. Несмотря на улучшающееся взаимопонимание между Китаем и Россией, их культуры по-прежнему слишком сильно отличаются друг от друга. (Китайцы считают, что русские склоняются к Западу.) В Хабаровске, а это последняя крупная остановка на Транссибирской железнодорожной магистрали по пути во Владивосток, никто не говорит об отделении.
"У меня было несколько романов с русскими девушками. Но в итоге я все равно женюсь на китаянке", - говорит 25-летний Ци Ке (Tsi Ke), который последние десять лет живет в Хабаровске. Ци принадлежит процветающий китайский ресторан, где русские официантки-блондинки носят китайскую одежду. Он добавляет: "Мы в Китае считаем, что жена должна оставаться дома и быть как дочь твоим родителям. Для нас брак заключается не просто между двумя людьми, но и между двумя семьями".
Еще более насущная проблема для Кремля это растущая отчужденность между западной и восточной половиной России. Недовольство Москвой и ее далекими бюрократами усиливается. В Хабаровске и Владивостоке возникли стихийные протесты, когда Москва в конце прошлого года повысила пошлины на подержанные японские автомобили, уничтожив важнейший сектор бизнеса в этом регионе. Антикремлевские протесты продолжаются.
В мае Медведев заехал в Хабаровск на саммит Россия-ЕС. (Россия, видимо, выбрала это находящееся в 10 часах лета от Брюсселя место для проведения саммита, чтобы наказать избалованных представителей Евросоюза, часть которых просто засыпала во время заседаний.)
Медведев лестно отозвался о Дальнем Востоке как о своей "любимой части" России, а также посочувствовал студентам, которым не хватает денег на поездки в Москву. Этим летом Кремль ввел новые правила, предлагая молодежи до 23 лет билеты со скидкой.
Пока не ясно, изменят ли что-нибудь эти нововведения. В действительности же российские власти прилагают мало усилий для развития Дальнего Востока, в связи с чем население региона выражает недовольство, и порой здесь возникают волнения. Регион страдает от "длительного пренебрежения со стороны Москвы" и от "ужасающей коррупции и плохого управления на региональном уровне", говорит Бобо Ло.
Несмотря на демонстрацию единства на прошедших военных маневрах, взаимоотношения между Пекином и Москвой уже не являются отношениями равных. Россия видит в Китае важный стратегический противовес США, с которыми Москва конфликтует по целому ряду вопросов, включая запланированную к развертыванию в Центральной Европе американскую систему противоракетной обороны.
Но китайцы знают, что это им, а не путинской России, судьбой уготовано стать новой мировой сверхдержавой. И по словам Бобо Ло, Китай не заинтересован в том, чтобы стратегический компромисс с Москвой разрушил более важное для него партнерство с Вашингтоном. "Вашингтон по-прежнему единственный в мире незаменимый партнер", - отмечает он.
История напряженности
Большую часть периода "холодной войны" Пекин и Москва были врагами. Однако Сталин содействовал китайской революции и финансировал Мао Цзедуна, признав коммунистический Китай в октябре 1949 года. Это партнерство сохранилось и после смерти Сталина вплоть до начала правления Хрущева.
В 1959 году две страны поссорились из-за того, кому возглавлять мировое коммунистическое движение. Эту идеологическую ссору коммунистические партии растиражировали по всей Азии и Африке. Хрущевское решение уступить во время Карибского кризиса в 1962 году также вызвало раздражение у Мао.
В марте 1969 года произошел взрыв напряженности, когда Россия и Китай начали непродолжительную войну на российском Дальнем Востоке за спорный остров Даманский неподалеку от Хабаровска (Сейчас он носит название Чжэньбао).
Напряженность сохранялась в 70-е и 80-е годы, усилившись после того, как СССР вторгся в Афганистан. Разрядка стала возможной лишь после распада Советского Союза.
За последние два десятилетия отношения между Пекином и Российской Федерацией улучшились. Их характерными чертами являются бурный рост торговли, согласие по многим международным проблемам и развивающееся военное сотрудничество. В 2004 году Россия урегулировала многолетний пограничный спор с Китаем, передав ему остров Тарабаров и половину другого крупного острова - Большого Уссурийского.
Однако укрепление Китая может усилить нагрузку на двусторонние отношения. Эксперты считают, что Китай превращается в мировую сверхдержаву, а влияние России снижается - хотя Кремль вряд ли захочет с этим согласиться.
________________________________________________________
Китай забрасывает удочку в воды Черного моря ("Asia Times", Гонконг)
В истории китайско-американского диалога открыта новая страница ("Xinhuanet", Китай)