Новый Афон, Грузия - Внедорожник обгоняет группу российских туристов, карабкающихся к развалинам крепости Анакопия, которая возвышается над тем, что по заявлению абхазцев, в свое время было столицей их древнего королевства.
Алхаз Аргун выходит из машины, чтобы проверить свою работу, которая заключается в реставрации стен крепости, сложенных из светлого камня. Крепость Анакопия является символом государственности, которой Абхазия хочет добиться спустя 16 лет после избавления от власти Грузии, произошедшего после развала Советского Союза.
'Можно создать государство на бумаге - де юре (по закону), но де факто оно не будет существовать, - говорит Аргун. - А бывают государства, которые столетиями существуют де факто, но мир не хочет иметь с ними дела. Важно, чтобы государство было сформировано изнутри, чтобы оно было самодостаточным, хотя бы в некоторой степени.'
Но Абхазии еще очень далеко и до экономической и до военной самодостаточности. Зависимость Абхазии от России огромна и продолжает расти, что заставляет часть ее двухсоттысячного населения с тревогой смотреть на север, в сторону своего бывшего огромного советского господина.
Глядя через листву кипарисов и за серебряные купола новоафонского православного монастыря, можно увидеть неподвижный российский боевой корабль, бросивший якорь на черноморском побережье. Корабль является частью вооруженных сил, ворвавшихся в регион в прошлом августе, когда на территории другого отделившегося региона, Южной Осетии, бушевала война между Россией и Грузией.
Нападение прозападной Грузии на Южную Осетию и разрушительное контрнаступление России дали Абхазии шанс захватить последний уголок своей территории, вытолкав грузинские службы безопасности из верховий реки Кодори.
Но остальной мир сторонится Абхазии. Спустя год, лишь Никарагуа последовала примеру России и признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами.
'Конечно, они (русские) - наши защитники, - говорит заместитель абхазского министра обороны Гарри Купалба, в то время как следующее поколение офицеров тренируется на плацу среди пальм, в центре военной подготовки в столице республики Сухуми. - Наши граждане знают, что никто, кроме русских, не стоит на нашей стороне. Год назад у нас не было такой уверенности.'
Россия планирует построить в республике военную и военно-морскую базы, и взяла под контроль фактические границы Абхазии, что по утверждению российских руководителей необходимо для защиты республики от военных амбиций Грузии.
Имея мало других источников доходов, помимо ручейка российских туристов, приезжающих на ее черноморское побережье, Абхазия импортирует 97 процентов своего продовольствия и получает 90 процентов иностранных инвестиций из России.
Пенсии выплачиваются Россией, и местной валютой является рубль.
'За каждый рубль, который привозят нам туристы, мы отдаем 90 копеек нашему соседу,' - говорит министр экономики Кристина Озган.
Управляющая рука
Она говорит, что помощь из России составляет менее 50 процентов крошечного бюджета Абхазии, но лидер оппозиционной Партии экономического развития Беслан Боутба считает, что эта цифра ближе к 65 процентам.
'Постоянно жить на благотворительные подачки невозможно. Это означает, что мы зависимы, - говорит Боутба. - Нам нужна концепция развития, нам нужно понять, как мы можем выбраться из этой ситуации.'
В отличие от меньшей по размеру и окруженной со всех сторон сушей Южной Осетии, Абхазия не собирается присоединяться к России, и западные аналитики считают ее более жизнеспособным государством.
Субтропическое черноморское побережье дает Абхазии возможность восстановить свое положение популярного направления для российских туристов, которые могут стать ценным источником доходов.
По сторонам извилистого сухомского променада выросли новенькие отели и рестораны, построенные на российские деньги. Расположенная в 37 километрах к северу от Сухуми Гагра делает ставку на свою близость к Сочи, где в 2014 Россия проведет зимнюю Олимпиаду.
Тот факт, что сегодня Абхазия вынуждена обращаться к своему северному соседу, является неизбежным, говорит министр иностранных дел Сергей Шамба. И Запад, который поддерживает грузинские заявления и сторонится абхазского руководства, считая его нелегитимным, несет за это ответственность, говорит Шамба.
'Западное сообщество не оставляет нам выбора, кроме как обратиться к России,' - говорит он.
Некоторые насмехаются над военной помощью, которую предоставляет Россия.
Около 8000 людей погибли и около 200 тысяч грузин бежали из республики во время войны 1992-1993 года, когда вновь обретшая независимость Грузия послала в Абхазию солдат и военизированные части, чтобы подавить призывы к абхазской независимости. Однако абхазская милиция при поддержке российских войск выгнала грузинские части до сегодняшних фактических границ.
По всей Абхазии по-прежнему видны шрамы войны.
С тех пор шестьдесят тысяч человек вернулись в восточный район Гали, расположенный на границе с Грузией, где сожженные дома по-прежнему являются напоминанием о волне насилия.
В Сухуми огражденные разрушенные дома находятся в пределах видимости променада, на котором русские девушки в коротких юбках ожидают, когда спадет жара, и можно будет прогуляться по галечному пляжу.
А разбитая дорога до границы с Грузией - дорога в никуда для большинства абхазцев - разлагается под наступающей растительностью, как будто возвращается в свое естественное состояние.
Управляющая рука более крупных держав, и среди них и России, давно является господствующей темой абхазской истории, но оппоненты президента Сергея Багапша все больше беспокоятся о контроле со стороны России.
Они с беспокойством указывают на передачу железнодорожной системы российской администрации. Правительство утверждает, что это необходимо для международного признания транспортных каналов Абхазии.
Лоуренс Шитс (Lawrence Sheets) из Международной кризисной группы (International Crisis Group) говорит, что, хотя беспокойство по поводу зоны влияния России широко распространено, в основном люди молчат.
'Среди политической иерархии, хотя этого никто ясно не говорит, существует большое беспокойство по поводу того, что Абхазия превращается не просто в протекторат России. . . но отдает контроль над текущими делами,' - говорит он.
_________________________________________________________
Абхазы не избегают разговаривать на грузинском ("Georgian Times", Грузия)
Нет конца сумасшествию, часть 2 ("The American Conservative", США)
Абхазов не устраивает российская 'независимость' ("Georgian Times", Грузия)
Белоруссия велит своим гражданам соблюдать на территории Абхазии и Южной Осетии грузинские законы ("Russia Today", Россия)