Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Британии возник спор из-за присутствия ее высокопоставленного дипломата на церемонии утверждения Ахмадинежада в должности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британия спровоцировала вчера острую полемику, направив своего второго по рангу дипломата в Тегеране на церемонию, во время которой Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) официально утвердил президента Ахмадинежада в должности после вызвавших мощные волнения выборов. Лидеры иранской оппозиции, заявляющие о фальсификации голосования, бойкотировали данное мероприятие.

Британия спровоцировала вчера острую полемику, направив своего второго по рангу дипломата в Тегеране на церемонию, во время которой Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) официально утвердил президента Ахмадинежада в должности после вызвавших мощные волнения выборов. Лидеры иранской оппозиции, заявляющие о фальсификации голосования, бойкотировали данное мероприятие.

Министерство иностранных дел и по делам Содружества направило на эту церемонию заместителя главы британской дипломатической миссии в Тегеране Патрика Дэвиса (Patrick Davies) вопреки тому, что режим неоднократно обвинял Британию в провоцировании беспорядков, которые захлестнули Иран после голосования, арестовал работающих на посольство иранцев и выслал из страны тегеранского корреспондента Би-Би-Си.

Британский МИД заявил, что направил на эту церемонию Дэвиса вместо посла Саймона Гасса (Simon Gass), дабы показать, что отношения с режимом, который обвиняют в фальсификации выборов, жестоком подавлении оппозиции и проведении показных судилищ над инакомыслящими, не могут продолжаться как обычно.

МИД также заявил, что должен продолжать переговорный процесс с режимом по вопросам его ядерной программы, соблюдения прав человека и по другим неотложным проблемам, и что для этого "каналы общения необходимо держать открытыми".

Министерство заявило, что осуществляет "практичную и трезвую дипломатию", однако местные критики отмечают, что МИД может признать легитимность режима.

Теневой министр иностранных дел Уильям Хейг (William Hague) в связи с этим заявил: "При любых обстоятельствах присутствие на данном мероприятии следовало ограничить самым низким уровнем. Похоже, что другие страны сделали это более эффективно, чем министерство иностранных дел".

Бывший лидер либерал-демократов и член комитета по иностранным делам сэр Мензис Кэмпбелл (Menzies Campbell) заявил, что решение это весьма странное. "Правительство громогласно выступает в защиту прав человека и личных свобод в Иране, но в момент, когда там проводятся показные суды, было бы, конечно, разумнее сохранять холодность и ограничиваться лишь формальным соблюдением дипломатической деликатности.

Директор лондонского Центра арабо-иранских исследований (Centre for Arab and Iranian Studies) Алиреза Нуризаде (Alireza Nourizadeh) заявил, что Британии следовало занять жесткую позицию, не направив на эту церемонию никого, и что принятое решение обескуражило тысячи иранцев, которые рискуя жизнью участвуют в демонстрациях против правящего режима. "Я по-настоящему шокирован: Это было своего рода признание Ахмадинежада", - сказал он.

Страны-члены Евросоюза не смогли занять единую позицию в данном вопросе. Председательствующая в ЕС Швеция направила на церемонию своего посла, представлявшего Евросоюз. Франция и Италия, являющиеся крупнейшими торговыми партнерами Ирана, направили своих вторых по значимости дипломатов, а Германия ограничилась тем, что послала на церемонию дипломата самого низкого ранга.

Британский МИД пока не решил, кого направить на инаугурацию Ахмадинежада в парламенте, которая состоится в среду.

Аятолла Хаменеи заявил на вчерашней церемонии, что выборы стали "славной страницей" в истории Ирана. Но это мероприятие продемонстрировало мощный раскол, возникший в стране в связи с весьма спорным голосованием и его мрачными последствиями.

Церемонию бойкотировали побежденные кандидаты Мир Хосейн Мусави (Mir Hossein Mousavi) и Мехди Каруби (Mehdi Karoubi), а также бывшие президенты Мохаммед Хатами (Mohammed Khatami) и Али Акбар Хашеми Рафсанджани (Ali Akbar Hashemi Rafsanjani). Они осудили эти выборы, назвав их фарсом, и подвергли жесткой критике последовавшее за ними подавление протестов. На церемонии также в полном составе отсутствовали члены семьи лидера иранской революции 1979 года аятоллы Рухоллы Хомейни (Ruhollah Khomeini).

Церемония была отмечена весьма неуклюжими объятиями аятоллы Хаменеи и Ахмадинежада, которые подчеркнули напряженность в отношениях этой пары, возникшую после того, как Ахмадинежад оказал неповиновение Верховному лидеру и вызвал негодование у тысяч сторонников жесткой линии, выбрав в заместители тестя своего сына.

Государственное телевидение показало, как аятолла Хаменеи не дал Ахмадинежаду поцеловать свою руку в знак верности, хотя на церемонии в 2005 году тот руку Хаменеи целовал. Президент в итоге неловко поцеловал аятоллу в плечо.

Аятолла Хаменеи и Ахмадинежад воспользовались этой церемонией для демонстрации того, что выборы стали победой над иностранными врагами, стремящимися уничтожить Исламскую Республику Иран.

Хаменеи заявил, что Иран проголосовал "за борьбу против надменности и за храброе сопротивление иностранным силам, стремящимся к господству".

Ахмадинежад заявил Западу: "Канула в прошлое эпоха запугивания. Вы больше не можете навязывать свою волю странам мира. Я рекомендую вам вернуться на путь справедливости и воздержаться от вмешательства в чужие дела:Благородный иранский народ не потерпит такого эгоизма и лицемерия".

Вчера силы безопасности были вынуждены заполнить улицы, чтобы предотвратить новые демонстрации. Спустя семь недель после выборов они по-прежнему с огромным трудом подавляют оппозицию и борются с массовыми протестами. Оппозиция призывает миллионы иранцев выйти завтра на улицы Тегерана, когда будет проходить церемония приведения Ахмадинежада к присяге.

___________________________________________________________

США рассматривают возможность санкций против Ирана в случае его отказа от переговоров ("The New York Times", США)

Иранская оппозиция сердится на Россию ("Al Jazeera", Арабская пресса)

Обсудить публикацию на форуме