Когда Стивен Харпер, Барак Обама и Фелипе Кальдерон, трое 'амигос' (друзей - прим.перев.), руководящих Канадой, Соединенными Штатами и Мексикой, оседлают коней для своего саммита в Гвадалахаре, проходящего в воскресенье и понедельник, они пронесутся галопом по повестке дня, которая никогда еще не была такой непростой. От вопросов торгового протекционизма до глобального потепления, свиного гриппа и вопросов иммиграции, во время этой двухдневной встречи времени на передышку просто не будет.
Но в повестке дня трех лидеров наверняка будет вопиющее упущение, которое является вопросом жизни и смерти. Речь идет о 'железной реке' контрабандного огнестрельного оружия, которое течет из США в Канаду и Мексику, оставляя за собой разрушения и смерть.
Посол Мексики в Вашингтоне обвинил США в разжигании связанного с наркотиками насилия, из-за которого лишь за последний год погибло около 6 тысяч людей. Он сказал, что существует 'прямая связь' между отменой закона США 2004 года запрещающего боевое оружие и ростом объемов этого оружия, которое Мексика захватывает на своей собственной территории.
Торонто, где на прошлой неделе пять человек были убиты в течение одной ночи, не нуждается в напоминаниях о том, какой вред может причинить контрабандное оружие. В 2006 году полиция Торонто отследила 120 из 181 пистолетов, с помощью которых были совершены преступления, и определила, что их источником стали Соединенные Штаты. Недавнее исследование, проведенное тремя международными исследовательскими организациями, показывает, что в Канаде две трети использованного преступниками оружия имеет американские корни. В прошлом году канадские пограничники конфисковали более 500 штук огнестрельного оружия, чье использование в Канаде ограничено или запрещено. Пограничники говорят, что конфискованные объемы составляют лишь 3 процента от общих объемов оружия, контрабандой ввезенного в страну.
Во времена администрации Буша, которая активно выступала в защиту огнестрельного оружия, надежды на то, что удастся убедить Вашингтон взяться за проблему вплотную, было мало. По иронии судьбы, хотя президент Джордж У. Буш и призвал к усилению приграничного контроля, чтобы не дать потенциальным канадским террористам попасть в США, у него не было никаких доказательств того, что гипотетические террористы убили хоть одного американца. Тем временем, нелегально привезенные в страну американские ружья и пистолеты явным образом убивают и калечат канадцев.
Обама открыл дверь для диалога о контроле над продажей и использованием огнестрельного оружия. Вскоре после своей инаугурации, он предпринял попытку вернуть запрет на боевое оружие. По словам министра юстиции США Эрика Холдера, это поможет Мексике. На сегодняшний день оппозиция в Конгрессе затормозила этот план.
Харпер должен воспользоваться благоприятной возможностью этого саммита, чтобы указать на тот факт, что более жесткий американский контроль, включая проведение в жизнь существующих законов, также помогут канадцам, лишив криминальные банды в наших городах оружия. Подобной позиции сложно ожидать от нашего премьер-министра, учитывая его собственные планы ликвидировать регистрацию длинноствольного оружия и его дружеские отношения с людьми, выступающими против государственного контроля над оборотом оружия.
Но Харпер также объявил, что собирается жестко бороться с преступностью. Он может оправдать свою саморекламу, подняв этот вопрос с Обамой в Гвадалахаре.