Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мировые столицы будущего

Подвиньтесь, Нью Йорк и Париж

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы великий летописец и "отец истории" Геродот был сегодня жив, у него бы случился припадок. Менее чем за жизнь одного поколения мы стали свидетелями стремительного роста огромного количества динамично развивающихся городов мирового уровня - а также упадка многих других. А поскольку большая часть населения нашей планеты живет сегодня в городах, то, как они используют свое новообретенное богатство, будет в конечном итоге определять облик этого первого по настоящему городского столетия.

"В большинстве своем те, что когда-то были великими, сегодня стали малыми. А те, что были малыми, в мое время стали великими. Поэтому зная, что человеческое процветание никогда не стоит на месте, я буду в равной мере уделять внимание и тем, и другим".

Геродот, 5-й век до н.э.

Если бы великий летописец и "отец истории" Геродот был сегодня жив, у него бы случился припадок. Менее чем за жизнь одного поколения мы стали свидетелями стремительного роста огромного количества динамично развивающихся городов мирового уровня - а также упадка многих других. А поскольку большая часть населения нашей планеты живет сегодня в городах, то, как они используют свое новообретенное богатство, будет в конечном итоге определять облик этого первого по настоящему городского столетия.

Всего 25 лет назад, гуляя по набережной в Шанхае, вы могли лишь изредка увидеть автомобили, а современных высотных домов там вообще не было. Немощеные и ухабистые тротуары расширялись до размеров улиц, чтобы вместить всю эту огромную массу бедно одетых пешеходов. Десять лет спустя Москва пережила период страшного запустения и упадка, заполненная апатичными людьми, стоящими в очередях за низкопробными потребительскими товарами. Можно было остановить такси и расплатиться за поездку пачкой "Кента".

А сегодня эти два города сбросили свои социалистические оковы и запустили массу строительных проектов, которые либо уже воплощены в жизнь, либо пока находятся лишь на чертежной доске. Конечно, за это приходится платить. Московские гостиницы - дешевые, хоть и обтрепанные четверть века назад - в прошлом году попали в разряд самых дорогих в мире. В Шанхае, тем временем, на улицах возникло оживленное дорожное движение, построено новое метро, а также небоскреб на сто этажей. Город собирается начать строительство новой башни, в которой будет 121 этаж.

Примечательны в этом плане и другие крупные города, переживающие бурный подъем. Это Мумбаи, Бангалор и Хайдарабад в Индии; Пекин в Китае; Сан-Паулу в Бразилии, а также Дубаи. Всего четверть века назад они были малоизвестны; а если кто их и узнавал, то никак не по темпам строительства, а как центры нищеты и бедности.

Конечно, по своему благосостоянию и экономической мощи эти города не смогли превзойти такие ведущие мировые центры как Токио, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сеул, Сингапур и Гонконг. Но они решительно стремятся войти в наш список развивающихся городов мирового уровня - и делают это с удивительной скоростью.

Главная причина такого роста заключается в экономических основах. За последние четверть века доход на душу населения, основанный на паритете покупательной способности, вырос на 400 с лишним процентов в Индии и на целых 1500 процентов в Китае. Основную долю этого богатства дают такие мегаполисы, как Мумбаи и Шанхай, а бедное население по-прежнему сосредоточено в основном в сельской местности. В тот же период времени подушевой доход в США вырос на 245 процентов, а в большинстве стран Западной Европы этот показатель и того ниже.

Начинающийся экономический подъем во всем мире обязательно усилит эти тенденции. Китай, в отличие от США, идет в авангарде экономического возрождения, скупая сырьевые товары у своих развивающихся партнеров по бизнесу на всех континентах.

В основном впереди идут отрасли тяжелой промышленности. Обрабатывающая промышленность ускорила развитие крупных китайских городов. В Бразилии быстро растущий Сан-Паулу охватывает буквально все отрасли - от изготовления обуви до авиакосмической промышленности и высоких технологий. Этот город также доминирует в бурно развивающейся энергетике Бразилии, которая использует как традиционные, так и возобновляемые источники. Энергоресурсы - в основном разнообразное органическое топливо - способствовали быстрому развитию Москвы и Дубаи. И не все там было чисто и красиво. Как гласит старая йоркширская поговорка, где грязь, там и деньги.

Безусловно, прошлогоднее снижение нефтяных цен немного притормозило развитие. Калифорнийский инвестор в недвижимость Боб Кристиано (Bob Christiano) замечает, что в 2008 году в Объединенных Арабских Эмиратах была временно остановлена реализация более половины строительных проектов на общую сумму 582 миллиарда долларов. Но сегодня, когда цены на нефть вновь начали расти, можно ожидать, что в таких местах как Дубаи, Москва и Сан-Паулу все вернется на круги своя.

Не все наши бурно растущие города находятся в странах развивающегося или экс-коммунистического мира. По-настоящему стремительно расширяющиеся города мирового уровня есть и в Северной Америке: это канадский Калгари, а также Хьюстон и Даллас. Эти региональные экономические центры развиваются на базе энергетики и крепнущей промышленной мощи. Там также отмечается быстрый рост населения. В прошлом году Хьюстон и Даллас росли быстрее, чем любой другой крупный мегаполис. За последнее десятилетие население этих центров увеличивалось в шесть раз быстрее, чем в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Сан-Франциско.

Но дело здесь не только в демографии: такие города как Финикс и Лас-Вегас также очень быстро увеличивали численность своего населения, но в список развивающихся центров мирового уровня они так и не попали. Главное отличие в том, что в техасских городах усиливают свою мощь корпорации. Хьюстон, где базируется 27 компаний, попавших в список Fortune 500 (годовой рейтинг 500 крупнейших корпораций мира, составляемый журналом Fortune - прим. перев.), обогнал по этому показателю Чикаго; а Даллас, где таких компаний 14, стоит на третьем месте. Вместе в двух этих техасских городах столько же вошедших в рейтинг Fortune 500 фирм, сколько в Нью-Йорке, где когда-то размещалась треть самых крупных корпораций страны.

Точно так же Калгари в Канаде стал главным соперником Торонто по числу штаб-квартир корпораций. Это вызвано не только нефтяными доходами, но и низкими налогами, а также более мягкими нормативными правилами. Сейчас этот центр может похвастать самыми высокими доходами на душу населения в стране. Его главным соперником в перспективе может стать Эдмонтон, который находится ближе к нефтеносным пескам Альберты.

В Австралии так же быстро развивается город Перт, расположенный на побережье Индийского океана неподалеку от важных месторождений полезных ископаемых, таких как железная руда. Этот самый богатый город страны бросил мощный урбанистический вызов давно уже сложившемуся господству Сиднея и Мельбурна. Его рост обусловлен притоком как внутренних, так и иностранных мигрантов, а также бурным строительством.

Эти развивающиеся города мирового уровня гораздо лучше переживают жилищный кризис, нежели их известные соперники. Развитие Индии и Китая привело к созданию богатейшего рынка для сырьевых товаров, а также профессиональных знаний и делового опыта, которые в избытке имеются в таких городах как Перт, Калгари, Даллас и Хьюстон, и которые в основном относятся к области сырья и добычи полезных ископаемых. Расширение связей между бурно растущими городами мирового уровня также способствует развитию туризма в Перте и расширению комплексных медицинских услуг в Хьюстоне.

Есть и еще одна группа людей, стаями летящих в развивающиеся супергорода: это архитекторы и инженеры-строители. Многие из них приезжают из общепризнанных городов "первого мира", таких как Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. За последние 25 лет большая часть крупных железных и автомобильных дорог, аэропортов и систем водопровода и канализации была построена не в Европе или Америке, а в Восточной и Южной Азии, на Ближнем Востоке и в Бразилии. Пока Запад пытается преодолеть свой жилищный кризис, растут цены на жилье в таких городах как Мумбаи, Бангалор, Пекин и Шанхай.

Такому соблазну противостоять невозможно. Особенно это касается молодых и амбициозных людей. Всего месяц назад безработный архитектор из Сан-Франциско Адам Мейер (Adam Mayer), которому чуть больше двадцати, переселился в Пекин. Он видит вокруг себя хаос, но уже ухватился за имеющиеся возможности. "Я жду, пока наша экономика пойдет на подъем, - сказал он мне, - и мне нравится эта скачка, потому что я стал свидетелем одной из самых захватывающих историй городского строительства 21-го века".

Высотные офисные здания стали самыми приметными символами нового порядка в крупных городах мирового уровня. Шанхай уже занимает четвертое место в мире по "росту", имея 21 здание высотой более 700 футов (210 метров). Из десятка самых высоких зданий в мире только одно - чикагский небоскреб Willis (бывший Sears) находится в США. В Азии сегодня больше небоскребов, чем в Северной Америке, а из десяти самых высоких зданий, построенных в 2006 году, четыре находится в Китае и четыре - на Ближнем Востоке. После завершения строительства небоскреб Burj Dubai станет самым высоким зданием в мире.

Изменения в очертаниях городского ландшафта можно наблюдать и в России, пусть там они и не внушают такой благоговейный страх своими размерами. В Москве нет зданий выше МГУ, высота которого составляет 787 футов (240 метров). Сейчас в городе Кремля 14 высотных башен - уже построенных или строящихся. Среди них один небоскреб, который обгонит по высоте "Башню на Набережной" и станет самым высоким зданием в Европе. Инвесторы из Китая предлагают еще один проект стоимостью в миллиард долларов, известный под названием "Чайнатаун".

Несмотря на свой быстрый рост и современный лоск, эти города не входят в списки самых лучших по стилю и укладу жизни. Мюнхен, Цюрих, Копенгаген и Ванкувер могут показаться сонными заводями по сравнению с Пекином или Бангалором, но это гораздо более состоятельные, лучше организованные, более чистые и безопасные города - и там намного меньше бедных. Даже такие глобальные центры деловой жизни как Токио, Лондон и Нью-Йорк сумели довести до ума свои эстетические и культурные блага и удобства, которые позволяют им претендовать на звание комфортных для проживания и светских городов.

В отличие от них, детища бурного экономического роста зачастую весьма недоброжелательно относятся к окружающей среде, к эстетике городского пейзажа и к самым важным аспектам общежития. Мягкая почва Шанхая не очень-то подходит для массовой высотной застройки. А некоторые здания в Дубаи способствуют эрозии почвы береговой линии Персидского залива.

Эти выскочки зачастую слишком заняты строительством и стремлением удивить весь мир, чтобы обращать внимание на архитектуру и планирование, которые помогают сделать более приятной героическую рутину повседневной жизни, отмечает архитектор из Лондона Эрик Куне (Eric Kuhne), который работал над крупными проектами в Москве, Дубаи и других городах Персидского залива. Такие места бывают "резкими и грубыми" в процессе застройки, но они также "совершенно искренни" - ведь это "новые парни нашего квартала", у которых больше денег и силы, чем у постоянных обитателей.

Как и все выскочки в истории, добавляет Куне, эти бурно растущие центры силы испытывают страстное желание, чтобы на них смотрели как на "уместные, современные и шокирующе новые города. В бешеной погоне за сияющее место на горизонте их зачаровывает : даже, пожалуй, гипнотизирует : их собственная расточительность необузданного строительства".

Однако Куне напоминает нам, что то же самое можно было сказать о царствующих сегодня мировых столицах, таких как Нью-Йорк, Лондон, Токио, Чикаго или Лос-Анджелес. Эти города также "пережили время бунтарского разгула в послевоенный период бурного роста 50-х годов. Мы разрушили тонкости и хитросплетения создававшегося веками городского быта и променяли жизнь в общине и семье на домовладения и изоляцию".

Куне считает, что спасение этих городов не в подражании западному образу жизни, а в поиске вдохновения в своих собственных древних традициях. В конце концов, китайцы, арабы и русские не новички в городском строительстве. Но каким бы образом они ни застраивали свои новые города, эти страны будут задавать тон всему нашему будущему городскому развитию.

Джоэл Коткин - ведущий научный сотрудник Университета Чепмена (Chapman University) по вопросам перспектив развития городов. Он является ответственным редактором Интернет-издания newgeography.com, а также ведет еженедельную колонку New Geographer в журнале Forbes. Он проводит исследование по вопросам развития глобальных городов для лондонского Legatum Institute. В начале будущего года выйдет в свет его новая книга "Следующая сотня миллионов: Америка в 2050 году" (The Next Hundred Million: America in 2050).

__________________________________________________________

Охранники "Газпрома" схлестнулись с митингующими из-за небоскреба в Петербурге ("Bloomberg", США)

Обсудить публикацию на форуме