Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Приобретение "Опеля" может вернуть российскую экономику в чувство

Продажа европейских предприятий GM канадско-российскому консорциуму может помочь диверсифицировать российскую экономику, слишком зависящую от нефти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Узнав, что гигант американского автопрома General Motors принял решение продать контрольный пакет акций своего европейского подразделения канадско-российскому консорциуму, канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сочла это блистательной победой возглавляемой ей партии Христанско-демократический союз, одержанной как раз незадолго до общенациональных выборов в Германии.

Узнав, что гиганты американского автопрома General Motors приняли решение продать контрольный пакет акций своего европейского подразделения канадско-российскому консорциуму, канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сочла это блистательной победой возглавляемой ей партии Христанско-демократический союз, одержанной как раз незадолго до общенациональных выборов в Германии.

"Так все увидели, что терпение и неколебимость федерального правительства окупились", - заявила она, выступая вчера в Берлине.

Opel - компания, которую GM согласились продать, - насчитывает в Европе пятьдесять пять тысяч сотрудников, половина из них работает в Германии. В последний месяц Меркель и ее соратники активно добивались от американского правительства окончательного одобрения сильно затянувшейся сделки, чтобы в Германии не произошло массовых увольнений.

Успех сделки зависит от того, согласятся ли немецкие профсоюзы на реорганизацию четырех заводов "Опеля"; ожидается, что переговоры на эту тему будут трудными. Возможно, последуют и увольнения, но до 27 сентября, когда в Германии состоятся всеобщие выборы, их точно не будет.

На подготовку сделки ушло несколько месяцев. Многие представители руководства GM сначала с опаской относились к поддержанному немецким правительством консорциуму, хотя в конечном итоге согласились иметь с ним дело. Консорциум состоит из канадской фирмы-производителя запчастей Magna International и крупнейшего банка в России "Сбербанк". Среди других вариантов, рассматривавшихся руководством GM, была продажа "Опеля" кому-то другому, а также его банкротство.

Есть основания поддержать сделку с Россией

Особенное беспокойство у руководства компании вызывало участие в сделке России, так как технологии, имеющиеся у GM, могли попасть в руки российского автомобильного завода "ГАЗ" - будущего хозяина предприятий "Опеля" в России и потенциального конкурента GM. В 2008 году детройтская компания контролировала 11 процентов российского авторынка.

По сообщениям информационных агентств, условия сделки предусматривают некоторые ограничения на передачу технологий.

Некоторое смущение вызывает и наличие у ГАЗа связей с Кремлем. Премьер-министр России Владимир Путин открыто выступал в поддержку участия "Магны" и Сбербанка в тендере, а хозяин ГАЗа Олег Дерипаска тесно связан с российским правительством.

Также, по мнению аналитиков, запланированная сделка может вселить во многих тревогу, так как станет причиной укрепления связей между Россией и Германией - именно тогда, когда экономические интересы двух стран переплетаются друг с другом все теснее.

"Этот проект преследует целью укрепление экономических связей между Германией и Россией", - считает Митчелл Оренстайн (Mitchell Orenstein), преподаватель вашингтонской Высшей школы международных исследований имени Джона Хопкинса (John Hopkins). - "Его поддерживают [Берлин и Москва], но в США, Центральной и Восточной Европе он вызывает тревогу".

Тем не менее, Оренстайн считает эту тревогу безосновательной, считая, что истинной причиной заключения сделки стало то, что правление GM и правительство США (основной держатель акций, хотя оно и избегало огласки факта своей заинтересованности) пришли к одному и тому же выводу.

Участие России в индустрии автопрома может позволить экономике этой страны, в которой давно господствует нефтяной сектор, начать действовать и в других сегментах мирового рынка.

"Это [то есть сделка] станет для России путем к интеграции в мировую экономику, - сказал Оренстайн. - Хорошо, что Россию удастся пристроить к производству чего-то кроме нефти".

Экономика России опиралась на державшиеся на высоком уровне цены на нефть и подпитывала ими свой рост, но в последние годы цены упали, что тяжело сказалось на экономике. Сегодня российский президент Дмитрий Медведев признает это: в одной российской газете он опубликовал письмо, в тексте которого назвал экономику страны "примитивной", а зависимость от продажи энергоносителей "унизительной".

По словам Оренстайна, развитие автомобильной индустрии может стать толчком к диверсификации экономики. В качестве примера он привел индийскую компанию Tata, которая в 2008 году приобрела Land Rover и Jaguar.

Опасения из-за возможного вступления ГАЗа в прямую конкуренцию с GM, а также появления этой компании на рынках Центральной и Восточной Европы (да и в России) в качестве равноправного участника "крайне преувеличены". Процесс передачи информации и технологий российской компании, по словам Сергея Нетесина (Serguei Netessine) - приглашенного специалиста в Европейском институте управления бизнесом (Париж), - будет долгим.

"На данный момент нельзя сказать, сколько времени он займет и каков будет результат", - сказал он.

Передача технологий займет много времени.

По словам Нетесина, применение технологий GM на заводах ГАЗа могло бы стать для российской экономики еще худшим бедствием.

"По технологии производства автомобилей ГАЗ отстает от GM лет на пятьдесят, - сказал он. - Если ГАЗ сумеет перенять технологии [GM], им придется уволить девяносто процентов персонала. Сейчас там работает 90 тысяч человек, а с технологиями GM будет достаточно трех тысяч".

"Они делают дешевые машины по устаревшим технологиям, и то, что они вдруг скакнут вперед и начнут конкурировать с GM - это фантазии, - добавил Нетесин. - После долгих совещаний руководство GM решило, что [конкуренция со стороны ГАЗа] не станет большой проблемой".

___________________________________________________________

Сделка по Opel оказалась очень своевременной для Меркель ("The Wall Street Journal", США)

Рискованная игра Германии ("The Financial Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме