'Путин намекает на участие в президентской гонке'. Под таким заголовком вышла авторская статья дипломатического корреспондента Би-Би-Си Бриджит Кендалл (Bridget Kendall), давно работающей в России. Пресса широко прокомментировала ответ на вопрос, заданный премьер-министру Владимиру Путину во время встречи Валдайского клуба - ежегодной встречи между ведущими политологами и кремлевскими лидерами, проходящей за закрытыми дверями.
Кендалл продолжила свой заголовок следующим вводным текстом: 'Российский премьер-министр Владимир Путин подал самый четкий на сегодняшний день сигнал о том, что может принять участие в президентских выборах. Г-н Путин не взял на себя обязательств, но намекнул, что раздумывает над тем, чтобы вернуться в 2012 году, когда истечет срок полномочий действующего президента Дмитрия Медведева'.
Как это обычно бывает, этот репортаж дает превратное истолкование происходящего. На самом деле Путин сказал, что еще не решил, что будет делать, и намекал он на то, что если все и дальше будет хорошо, то, скорее всего, он не будет баллотироваться в президенты, оставив все, как есть, с Дмитрием Медведевым в роли президента.
Репортаж Бриджит Кендалл отражает предубеждение, существующее в международной прессе, и базирующееся на предположении о том, что Путин жаждет власти и хочет оставаться на троне всю жизнь. Она подчеркивает это, указывая в конце статьи на то, что если Путин вернет себе президентское кресло в 2012 году (когда пройдут следующие выборы), его два (недавно увеличенных) шестилетних срока будут означать, что он будет находиться у власти четверть века.
Кроме того, типичным образом в репортаже не указывается на то, что Путин является единственным президентом стран СНГ, кто отказался поменять конституцию, чтобы обеспечить себе президентское кресло на всю жизнь, и остается единственным лидером в регионе, добровольно ушедшим в отставку после окончания президентского срока. Журналистское мастерство уравновешенного репортажа требует, чтобы этот момент был, как минимум, упомянут.
Ясность по поводу 2012 года
Мы это уже говорили, но вопрос о том, что произойдет в 2012 году, является очень важным и, если быть до конца честным, пока неясно, что же произойдет. Однако Путин пролил на эту тему еще немного света.
Что хорошо с Путиным, так это то, что обычно его заявления можно принимать за чистую монету; при Борисе Ельцине правило было обратным - следовало игнорировать все, что все говорят, и внимательно наблюдать за тем, что они делают. Путин стал первым политиком в истории современной России, который говорил то, что собирался сделать (и чаще всего ему это удавалось).
Если внимательно присмотреться к замечаниям Путина, на свет выплывает совсем другая история. Первое, что он сказал, было то, что он не решил еще, будет ли баллотироваться в 2012 году, но посмотрит, какой будет к этому времени ситуация. 'Когда придет 2012 год, мы вместе решим, что делать, принимая во внимание существующую реальность, наши собственные планы, политический ландшафт и состояние правящей партии 'Единая Россия'', - сказал Путин.
Подразумевается, что если все будет идти хорошо, он оставит все на своих местах, оставшись в кресле премьер-министра. Он особо указал на то, что не будет соперничать с Медведевым: 'А мы разве конкурировали в 2007-м?... Нет, мы не конкурировали. Вот и в 2012-м конкурировать не будем. Мы договоримся', - сказал он.
Все зависит от того, как будет идти процесс реформ, но политический климат также будет играть важную роль. Упоминание Путиным роли 'Единой России' очень поучительно. Путин является номинальным лидером партии (хотя не является ее членом), и тот факт, что партия обладает конституционным большинством, означает, что власть президента и премьер-министра отлично сбалансирована: Медведев может в любой момент уволить Путина, но Путин может изменить конституцию, чтобы вообще избавиться от должности президента.
Похоже, что план Путина состоит в том, чтобы постепенно провести политические реформы и маленькими шагами направить Россию к парламентской демократии, точно так же, как и экономику необходимо реформировать постепенно. Сам Путин ничего не говорил, чтобы подтвердить это предположение, но Медведев несколько раз отчетливо заявил о необходимости диверсифицировать политическую базу (последний раз это было сделано в поразительно откровенном открытом письме, опубликованном на прошлой неделе) - и он был назначен Путиным: Путин открыто объявил об этом в своих замечаниях по поводу политической преемственности в Великобритании, когда бывший премьер-министр Тони Блэр ушел в отставку в пользу Гордона Брауна. 'Демократические институты России в целом сформировались, но их качество далеко от идеального. Гражданское общество слабо, и уровень самоорганизации и самоуправления невысок', - написал Медведев в статье, опубликованной в Интернет-издании Газета.ru. Подобные публикации уже становятся типичными для президента.
Однако в письме явным образом отсутствуют любые предложения по усилению гражданского общества, а вместо этого есть рассуждения о новой национальной стратегии по борьбе с алкоголизмом - конкретные решения для конкретных проблем, не касающиеся общей политической реформы. И в самом деле, Медведев недвусмысленно дал понять, что подход к решению этих проблем будет постепенным. 'Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении. Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы. А иногда и том, чтобы вернуться в 'демократические' девяностые. Но возврат к парализованному государству недопустим. Поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем, - заявил Медведев. - Спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. Ставили Россию на грань распада. Мы не вправе рисковать общественной стабильностью и ставить под угрозу безопасность наших граждан ради каких-то абстрактных теорий'.
Очевидно, что и Путин, и Медведев связывают ускоренное движение к открытому обществу с хаосом перестройки, которая вышла из-под контроля и привела к коллапсу Советского Союза. Это первый раз, когда Кремль связал проблемы, с которыми коммунистические власти столкнулись во время перестройки, с демократическими реформами. 'Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но неуклонными и последовательными', - сказал Медведев.
Насколько еще яснее Кремль может объяснить свои планы?
На этом этапе своего рассказа Кендалл говорит: 'А теперь Путин, похоже, намекает, что придет время, когда президента Медведева попросят оказать ответную любезность'. Вполне возможно, что Путин действительно попросит Медведева оказать ответную любезность, но единственное, на что он реально намекнул, так это то, что он сделает это лишь в том случае, если возникнут проблемы.
Причина, по которой Путин не остался президентом, состоит в том, что он не мог этого сделать по конституции. Он - юрист (как и Медведев), и, уйдя в отставку, Путин увековечил конституцию, осложнив для последующего лидера задачу по беспечному изменению конституции, как это было сделано в Беларуси и Казахстане.
Эта же конституция наделяет основной властью Государственную Думу и лишь мимоходом упоминает аппарат президента. Дума должна быть центром власти, и поэтому, учитывая уважение, которое Путин испытывает к конституции, он предпочтет остаться премьер-министром. Однако, если все плохо и требуется применить грязные методы, использовать власть президентского аппарата гораздо проще.
Возможные причины
Так что же является точкой отсечения, которая может заставить Путина вернуть себе кресло президента? Большие проблемы в экономике могут стать одной из причин. Однако, сегодня довольно очевидно, что к 2012 году Россия вновь будет демонстрировать сильный экономический рост, хотя многие крупные реформы были отложены из-за кризиса, и к этому моменту будут только начинаться. Но офис премьер-министра - лучшее место для организации работы на местах, поэтому мы ожидаем, что Путин вернется в кресло президента только в том случае, если по России ударит вторая волна кризиса.
Гораздо менее очевидна потребность Путина в том, чтобы у 'Единой России' было конституционное большинство, способное уравновесить его власть с властью президента. Рабочая гипотеза в данном случае состоит в том, что Путин захочет сохранить конституционное большинство в Думе как минимум еще на один президентский срок, так как это является необходимым требованием для его нахождения на посту премьер-министра. После этого срока восстановление России должно стать необратимым.
Существуют несколько доказательств, намекающих на существование этого плана. Первое состоит в том, что большинство экономических программ, запущенных Путиным в последние годы, привязаны к 2020 году, что намекает на то, что он планирует плотно участвовать в процессе до этого времени. Второе - это то, что в призывах Медведева к большему плюрализму на политической сцене реформы, предложенные им, являются крохотными шагами, которые не окажут значительного влияния в ближайшее время.
Однако, может произойти так, что даже если Путин будет готов остаться на посту премьер-министра, но 'Единая Россия' ослабеет, и не будет способна выиграть достаточно мест в парламенте, то Путин может решить вернуться к власти в роли президента. По иронии судьбы это означает, что ключевым событием 2012 года буду парламентские, а не президентские выборы.
В итоге, похоже, что Путин и Медведев ведут подготовку к увеличению политического плюрализма, но запустят процесс в жизнь лишь после выборов 2012 года.
Дополнение:
В своей статье Медведев также призвал к усилению судебной ветви власти: 'Демократия нуждается в защите. Как нуждаются в защите основные права и свободы наших граждан. Защите прежде всего от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость. Мы только приступили к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен быть суд', - написал он в своей статье.
Он также ясно дал понять, что России требуются иностранные инвестиции, но не потому, что ей нужны деньги, а потому, что ей нужны технологии: 'Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны, в свою очередь, возможности России', - написал Медведев.
________________________________________________________
Путин подает сигнал о том, что думает о возвращении на пост президента ("The Wall Street Journal", США)
Будущее Владимира Путина: Повесть о двух Россиях ("The Guardian", Великобритания)
Слежка за медведем: наблюдение за действиями российского президента в сфере институционального строительства ("Business New Europe", Великобритания)