Самая резкая критика продажи Opel исходит как раз от представителя федеральных земель в совете по доверительному управлению. Дирк Пфайль считает, что ноу-хау Opel перейдет в распоряжении России, а Magna сама может оказаться в ближайшее время в сложном экономическом положении.
FAZ: Господин Пфайль, почему в четверг в совете по доверительному управлению компании Opel вы воздержались при голосовании по вопросу о продаже Opel производителю комплектующих Magna?
Пфайль: Magna требует на 1,3 миллиарда евро больше в качестве государственной поддержки, чем бывший конкурент на торгах финансовый инвестор RHJI. Из государственного кредита в объеме 4,5 миллиарда евро, в соответствии с концепцией Magna, 600 миллионов будет потрачено на модернизацию российской автомобильной индустрии. Это означает в перспективе передачу немецкого ноу-хау в Россию, а также в последующем сокращение рабочих мест в нашей стране. VW еще несколько недель назад объявил о том, что, если Magna за счет приобретения Opel станет конкурентом, то немецкий концерн вынужден будет отказаться от услуг этого поставщика комплектующих. У Magna и так не все в порядке с финансовым балансом, а это будет означать дополнительное сокращение оборота и ограничение своих собственных финансовых возможностей. Не исключено, что в таком случае Magna воспользуется в своих целях миллиардами евро, выделенными для Opel.
- Но вы воздержались при голосовании и таким образом способствовали тому, чтобы сделка состоялась. Почему вы открыто не проголосовали против продажи Opel компании Magna?
- Если бы тогда был бы подан еще один голос против, то ситуация стало бы патовой, и заседание совета по доверительному управлению было бы отложено, а решение не было бы принято. Общественный сектор в течение нескольких недель придерживался одной точки зрения, а именно - поддерживал Magna и игнорировал важные аргументы против этой сделки, однако эта ситуация c недопустимой неопределенностью, возможно, продолжилась бы всего несколько часов, поскольку могли бы быть заменены впавшие в последнее время в немилость доверительные управляющие. Позиция Марфреда Веннемера (Manfred Wennemer) и моя собственная были уже давно хорошо известны в федеральном правительстве, а также премьер-министрам федеральных земель, и было ясно, что не поддерживаемое мной 'решение большинства' именно таким образом могло бы быть проведено. Голосовать 'за' я ни в коем случае не мог, так как я глубоко убежден в обратном, и мое убеждение имеет под собой реальное обоснование.
- Вы предупредили о том, что Magna может в ближайшее время столкнуться с экономическими сложностями. Какие признаки этого вы уже видите?
- Трехзначные показатели размера квартальных убытков Magna, сомнения относительно возможностей финансирования этого консорциума, объявленное аннулирование заказов некоторыми клиентами Magna, зависимость от чрезвычайно неопределенного российского рынка, который сегодня демонстрирует еще и негативные тенденции. К этому следует добавить также необходимый период времени до того момента, когда производимая в России продукция достигнет зрелого рыночного уровня; все это заставило меня выступить с предупреждением, и в этом, к тому же, меня поддерживает большинство специалистов в этой отрасли.
- Почему федеральное правительство пообещало финансирование исключительно для Magna?
- На этот вопрос, честно говоря, могут ответить только представители федерального правительства, а также представители вовлеченных земельных правительств. Возможно, причины кроятся во внешней политике, не исключено, что все это - ответная услуга в рамках общей договоренности с Путиным. Но я не хотел бы участвовать в спекуляциях на эту тему.
- Чем лучше, с вашей точки зрения, было предложение о поглощении со стороны финансового инвестора RHJI?
- Концепция RHJI предусматривает запрос не 4,5 миллиарда евро, как в случае с концепцией Magna, а только 3,2 миллиарда евро, к тому же не предусматривается никаких инвестиций в России. Для RHJI Россия - это только рынок сбыта, и поэтому опасность перетока специальных технических сведений не так высока. Тем самым, более вероятным, как это предусмотрено в концепции RHJI, стало бы сохранение рабочих мест. Кроме того, концепция RHJI лучше вписывается в рамки ЕС, так как в большей степени учитываются и другие расположенные в Европе заводы компании Opel. Однако, обе концепции совпадают по вопросу о закрытии бельгийского завода в Антверпене.
- Почему бы просто не объявить о банкротстве Opel?
- Сознательно проводимая процедура банкротства после предоставление промежуточного государственного кредита в размере 1,5 миллиарда евро просто перестала иметь смысл, так как в этом случае эти деньги просто бы пропали.
- С каким препятствиями предстоит еще столкнуться этой транзакции до ее завершения? Что может еще развалить эту сделку?
- Самое большое препятствие - это ухудшение положения в самом концерне Magna, дополнительные требования со стороны General Motors и Magna, а также, по моему мнению, необходимое согласование с ЕС запланированной помощи. Последнее важно еще и потому, что по этому вопросу нет единства взглядов с правительством Бельгии, Великобритании и Испании. Препятствием может послужить также некоторые давно известные детали - например, требуемое со стороны GM право преимущественной покупки Opel в том случае, если Magna в будущем захочет выйти из игры. К этому в последнее время добавилось еще и бщественное мнение, с которым мы в эти дни повсеместно сталкиваемся. По данным главы переговорной группы GM Джона Смита (John Smith), некоторые уже давно обсуждаемые между Magna и GM вопросы не урегулированы и не готовы к подписанию. Важен будет также 'позитивный прогноз дальнейшего развития', подготовленный аналитической компанией после предоставления окончательного бизнес-плана.
- Почему именно государство должно предоставить кредиты Opel? А коммерческие банки не готовы принять участие в финансировании?
- До сих пор в подобного рода случаях гарантии со стороны государства обычно составляли до 90 процентов, однако, как правило, не требовалось кредитов в таких размерах. Таким образом, доля собственно кредитных учреждений могла бы составить 10 процентов или 450 миллионов евро. Если учитывать плохой рейтинг Opel, то это было бы в сегодняшней финансовой ситуации недопустимо и невыгодно. По результатам изучения кредитной ситуации банки бы не согласились - и были бы в этом правы - с недостатками в концепции Magna. В случаях с так называемой 'саранчой' размер собственного капитала составлял по крайней мере 25 процентов. Что касается Magna, то этот концерн собирается вложить в Opel только 10 процентов собственного капитала, половину из которого, к тому же, предоставит Сбербанк. Это как раз та сумма, которая соответствует налогу на заем в 4,5 миллиарда евро, который надо будет заплатить уже в первый год. Поэтому, с моей точки зрения, речь может идти о займе государственной банковской группы KfW или полугосударственных банков, что, к тому же, лучше подходит для ведения бизнеса в России.
- Продажи Opel и оборот этой компании в этом году сократись на 20 процентов, а убытки составили 2,4 миллиарда евро. Может ли вообще это предприятие заплатить проценты и погасить государственный кредит в объеме 4,5 миллиарда евро?
- Окончательный бизнес-план еще не представлен, но поскольку это политическое решение и финансирование осуществляется государственными банками, то все это без особых трудностей может быть реализовано соответствующим правительством, если предложенная бизнес-модель на первых порах не будет эффективной.
- Не угрожает ли Opel банкротство из-за накопившихся долгов?
- Если не будут внесены изменения в закон, то такая угроза существует. Как в случае с Magna, так и в случае с RHJI необходимо решение законодателя о прекращении действия ходатайства об открытии конкурсного производства на основании чрезмерных долговых обязательств. По крайней мене, по имеющимся у меня данным, нельзя сделать вывод о том, что собственный капитал будет восстановлен в ближайшей перспективе за счет возможной деловой активности предприятия и классическое чрезмерное накопление долговых обязательств будет устранено.
- В чем состоит, на ваш взгляд, ваша главная задача в совете по доверительному управлению компании Opel?
- К оставшимся задачам совета по доверительному управлению относится заключение окончательного договора о продаже, который должен быть дополнен соответствующим бизнес-планом и финансированием. Прежде всего надо реализовать упоминавшийся позитивный прогноз дальнейшего развития, а передача новым крупным акционерам доли в 65 процентов, находящейся под контролем трастовой компании, должна стать возможной только после этого.
Беседу вел Кристоф Рукамп (Chrictoph Ruhkamp)