Вечером 11 сентября по местному времени президент США Барак Обама сообщил о введении дополнительных пошлин на импортируемые из Китая шины для легковых автомобилей и небольших грузовиков. Это решение омрачает торгово-экономические отношения между Китаем и США, в которых непрерывно возникают торговые трения.
Решение Обамы было принято на основе петиции, поданной против китайского импорта Союзом сталепроизводителей США, представляющих также интересы американской шинной промышленности. По их мнению, рост ввоза китайских шин для легковых автомобилей и небольших грузовиков не только дезорганизует американский шинный рынок, но и приводит к росту числа безработных.
Новые меры американского правительства предусматривают повышение пошлин с нынешних четырех процентов до 35 процентов в первый год срока действия ограничений. На второй год до 30 процентов, на третий -- до 25 процентов.
"40 процентов производимой в Китае шинной продукции поставляется за рубеж, в том числе одна треть -- в США. Введение 35-процентной пошлины означает закрытие доступа автошин китайского производства на американский рынок", -- отметил председатель Китайской ассоциации резинотехнической промышленности Фань Жэньдэ. Это окажет негативное влияние на работу около 100 тыс китайских рабочих и причинит ущерб стране на общую сумму в 1 млрд долларов США, подчеркнул он.
Новые заградительные пошлины США вызвали жесткий протест со стороны китайского правительства. Представитель Министерства коммерции КНР Яо Цзянь 12 сентября на брифинге сообщил, что решение правительства США не только нарушает правила ВТО, но и идет вразрез с данными ими на саммите "Группы 20" обещаниями. Это является "злоупотреблением" протекционистскими мерами в торговле. Он отметил, что китайская сторона оставляет за собой право на дальнейшую соответствующую реакцию.
По мнению ответственного лица Управления по делам справедливой торговли Минкоммерции КНР, у правительства США отсутствуют необходимые основания для принятия этого решения. Шины китайского производства поставляются главным образом на рынок ремонта США, а шины отечественного производства в США поставляются на рынок новых автомобилей, то есть между производителями шин двух стран отсутствует конкуренция.
Это оправдал тот факт, что не было отмечено значительного колебания эксплуатационного состояния американской шинной промышленности перед и после вступления шинной продукции китайского производства в США.
На самом деле торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и США обладает большой взаимодополняемостью. Введение ограничений на ввоз китайских товаров нанесет ущерб самим США.
В настоящее время в Китае действуют четыре американских предприятия по производству автошин. На их долю приходится две трети от общего числа поставляемой в США шинной продукции. Вышеуказанные ограничительные меры непосредственно отразятся на деятельности этих предприятий.
Кроме того, пять отраслевых организаций шинной промышленности США одна за другой выступили с протестом против данного шага правительства, который, по их мнению, ведет к росту числа безработных в США.
"Решение Барака Обамы послужит плохим примером на фоне нынешнего экономического кризиса", -- полагал начальник Института внешней экономики Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Чжан Яньшэн. По его словам, введение дополнительных пошлин правительством США может стать образцом для подражания в других отраслях и других странах, в таком случае китайская шинная промышленность подвергнется сокрушительным ударам, как текстильная промышленность.
Следует отметить, что в настоящее время отраслевые организации текстильной промышленности и Профсоюзы текстильщиков Соединенных штатов значительно усиливают контакты, рассматривая возможность требования к правительству о введении дополнительных пошлин на импортируемую из Китая одежду.
Фань Жэньдэ отметил, что Китайская ассоциация резинотехнической промышленности уже направила письменный протест президенту США Бараку Обаме и внесла предложение китайскому правительству подать иск во Всемирную торговую организацию в отношении США.
В то же время, подчеркнул Фань, китайские производители автопокрышек и шин должны в кратчайшие сроки прибегнуть к корректировке структуры продукции, чтобы минимизировать ущерб от ограничительных мер США.