Вчера президент Медведев впервые намекнул, что Россия готова коренным образом пересмотреть свою политику и поддержать санкции, которые США намерены ввести против Ирана.
Выступая в Москве, российский лидер постарался сделать примирительный жест в сторону Запада в преддверии предстоящего ему в этом месяце визита в США, в ходе которого он посетит сессию Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке и встречу 'большой двадцатки' в Питтсбурге. Одним из главных пунктов повестки дня в Нью-Йорке станет предложение Америки, Британии и Франции ввести санкции против Тегерана, в случае если режим не согласиться обуздать свою ядерную программу.
Считается, что иранский президент Ахмадинежад, который также будет присутствовать на Генеральной ассамблее, не поддастся давлению международного сообщества. Россия ранее отказалась поддержать санкции против Ирана, не в последнюю очередь потому, что она связана с этой страной прочными торговыми связями.
Однако вчера г-н Медведев заявил: 'Санкции - штука малоэффективная, но иногда приходится и к санкциям прибегать'.
Его заявление противоречило словам его министра иностранных дел Сергея Лаврова, на прошлой неделе исключившего ввод санкций. Перспектива такого поворота в российской политике серьезно обрадует западных дипломатов, которые уже не надеялись, что Россия их поддержит. Чтобы ввести против Ирана торговые санкции, необходимо согласие пяти постоянных членов Совета безопасности ООН - США, Британии, Китая, Франции и России. Если Россия присоединится к западным странам, Пекин, возможно, также снимет свои возражения.
Многие считают, что достижение международного консенсуса по Ирану - это единственный способ вовлечь режим в серьезные переговоры и избежать угрозы нанесения Израилем в одностороннем порядке удара по ядерным объектам страны до того, как она создаст свою первую бомбу.
Встречаясь с журналистами и учеными в рамках дискуссионного клуба 'Валдай' в московском универмаге 'ГУМ', расположенном неподалеку от Кремля, г-н Медведев держался непринужденно и выглядел более обычного уверенным в своем лидерстве. В прошлом году на подобной встрече, проходившей после войны России с Грузией, он определенно нервничал, особенно, когда его спросили, кто на самом деле правит Россией - он или премьер-министр Владимир Путин.
На прошлой неделе г-н Медведев изложил амбициозную программу реформ. Он намерен победить коррупцию, избавить Россию от зависимости от экспорта энергоносителей и модернизировать страну, на которую до сих пор бросает тень советское наследие.
Российский лидер заявил, что, хотя до него другие реформаторы потерпели неудачу, он уверен в том, что страна готова к переходу в двадцать первый век. 'Я не думаю, что мы сможем достичь ощутимых результатов за год или за два. Нам понадобится 15 лет', - заметил он.
Далее он сравнил эту кампанию с ликвидацией безграмотности в России - одним из крупнейших достижений коммунистов.
Упоминание о подобном долговременном проекте подразумевает, что г-н Медведев хотел бы стать президентом на еще один срок после того, как в 2012 году его полномочия истекут.
Однако это может вовлечь его в прямой конфликт с г-ном Путиным, который только на прошлой неделе намекнул, что он хотел бы вернуться в Кремль в качестве президента - причем, возможно, на два шестилетних срока, то есть до 2024 года.
Отношения между двумя лидерами - предмет постоянных споров в кругах современных кремлинологов. Многие полагают, что г-н Путин продолжает осуществлять повседневное руководство Россией, несмотря на то, что занимает лишь второй по важности пост.
Вчера г-н Медведев постарался опровергнуть слухи о разногласиях между партнерами. 'Мы - хорошая команда. Мы говорим на одном языке, это главное. У нас есть свои разногласия, но это нормально', - сказал он.
___________________________________________________________
Военное сотрудничество России и Ирана достигло небывалых высот ("Le Monde", Франция)
В Иран надо верить ("The Independent", Великобритания)