Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обама отменяет план ПРО и вносит изменения в трансатлантическую политику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг разверзлись хляби небесные, и вниз хлынул мощный поток новых политических и военных перспектив, когда президент США Барак Обама вытащил пробку и "слил" план создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе, который два года являлся барьером между Россией и Западом, провоцировавшим взаимное недовольство.

В четверг разверзлись хляби небесные, и вниз хлынул мощный поток новых политических и военных перспектив, когда президент США Барак Обама вытащил пробку и "слил" план создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе, который два года являлся барьером между Россией и Западом, провоцировавшим взаимное недовольство.

Аннулировав данный проект по просьбе России и заменив его на более неформальную и многостороннюю систему мобильной ПРО, Вашингтон перекроил карту международной политики. Курс Джорджа Буша на создание стен и заборов совершенно неожиданно уступил дорогу новой внешней политике Обамы. В зависимости от того, с кем вы ведете разговор, оценки разнятся - кто-то называет эту политику более гибкой и реалистичной, а кто-то - более слабая и рискованная.

За этим простым действием скрывается целый набор свежих факторов, регулирующих международные отношения: это новые, более зависимые взаимоотношения между Западом и Россией, снижение ощущения близкой и неизбежной угрозы со стороны Ирана, обновленное стремление к многостороннему ядерному разоружению, а также уменьшение желания строить цепь альянсов на западных рубежах России.

Предложенная США система противоракетной обороны для Польши и Чехии означала лишь то, что им пришлось бы пожертвовать несколькими пустыми полями на своей территории. Но ПРО целых два года была труднопреодолимым препятствием на пути нормализации отношений между Вашингтоном, Восточной Европой, Россией и НАТО.

Причиной отказа от нее стал тот факт, что Соединенные Штаты и НАТО сегодня остро нуждаются в содействии России в афганской войне и в усилиях по снижению иранской угрозы. Попыткам добиться успехов на этих двух направлениях постоянно мешало недовольство России по поводу планировавшегося развертывания ракетных баз.

Теперь Россия будет партнером. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) намерен произнести сегодня утром важную речь, в которой он объявит о "новом начале" в отношениях с Россией. Его помощники в четверг заявили, что сюда включается и возобновление сотрудничества в войне в Афганистане.

На самом деле, Москва уже сделала Вашингтону важную уступку. Она перестала возражать против использования военных баз в Киргизии для снабжения войск коалиции в Афганистане, а также разрешила американской транспортной авиации осуществлять снабжение группировки в Афганистане через свое воздушное пространство. Это был важный в тактическом отношении шаг. Как говорят знакомые с процессом переговоров люди, условием для его реализации было согласие США отказаться от планов ПРО.

Та цена, которую придется заплатить Обаме, и которую он, по всей видимости, готов платить, заключается в утрате мощного альянса, созданного в годы правления Буша между Вашингтоном и бывшими советскими колониями в Восточной Европе.

В четверг недовольство в Праге и Варшаве было явным и осязаемым. В этот день руководство двух стран узнало следующее (очевидно, без предварительного уведомления): многолетняя финансовая помощь и дипломатические усилия со стороны Вашингтона, а также длительные попытки убедить граждан Польши и Чехии в том, что мощная радиолокационная установка и десять ракет-перехватчиков защитят их от нападения, закончились ничем.

И как бы закрепляя новые взаимоотношения символическим жестом, Обама объявил о своем решении в 70-ю годовщину оккупации Польши советскими войсками, которая по сути дела длилась до 1989 года.

"Это не лучшие новости для чешского государства, для свободы и независимости Чехии, - заявил вчера репортерам бывший премьер-министр этой страны Мирек Тополанек (Mirek Topolanek), - мы попадаем в такое положение, в котором мы не очень прочно скреплены узами партнерства, безопасности и союзничества, а это создает определенную угрозу".

В этом заключался парадокс системы противоракетной обороны. Поскольку Вашингтон настаивал на том, что ПРО предназначена исключительно для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет, запускаемых с территории Ирана и Северной Кореи в сторону США, она пользовалась огромной популярностью у восточных европейцев, и была крайне непопулярна среди русских, так как и те, и другие были твердо уверены, что противоракетный щит будет средством сдерживания потенциальной российской агрессии.

А польский президент Лех Качиньский (Lech Kaczynski) во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года пошел еще дальше, заявив, что эта война продемонстрировала необходимость создания такого противоракетного щита.

В результате еще не построенные объекты ПРО стали играть роль нового "железного занавеса" между Востоком и Западом. Этому способствовало и то, что администрация Буша решила попытаться расширить территорию НАТО непосредственно до границ России, включив в состав альянса Украину и Грузию.

Придя к власти, Обама обнаружил, что реализации ряда его ключевых задач - по сокращению или полному уничтожению ядерного оружия, по сдерживанию потенциальных ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи - мешает враждебное отношение России к системе противоракетной обороны, чьи стратегические достоинства так и не были твердо доказаны.

Важен был и выбор времени для такого заявления, поскольку в течение предстоящих нескольких недель пройдет целый ряд переговоров, которые возглавят США, и на которых Россия должна продемонстрировать свое содействие и готовность к сотрудничеству.

На первом месте стоит намеченное на следующий четверг заседание Совета Безопасности ООН, на котором Обама надеется провести важную резолюцию по вопросу ядерного разоружения. Прежде Россия блокировала ее принятие, в основном из-за проекта ПРО.

Неделей позже состоятся переговоры между членами Совета Безопасности и Ираном по ядерной программе Тегерана. Некоторые страны Запада намерены добиться введения бензиновых санкций против Ирана, если он не продемонстрирует большую открытость в отношении своей ядерной программы. Содействие России для реализации таких угроз считается решающим.

А зимой этого года должно состояться перезаключение Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Это ведущее соглашение в сфере контроля ядерных вооружений. Состоятся также предварительные переговоры на тему продления Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которым контролируются и регламентируются вопросы его распространения. Россия грозила отказаться от всех этих переговоров из-за враждебных отношений с Соединенными Штатами.

Но такие перемены также представляют собой новое понимание потенциальной иранской угрозы. Чиновники из администрации Буша представляли дело так, будто программы Тегерана по созданию ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет дадут практический результат к 2015 году, когда у Ирана появятся годные к применению ядерные вооружения. Сейчас же существует понимание того, что Иран не представляет непосредственную угрозу, особенно для удаленных целей.

Министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил в четверг на брифинге для прессы, что отказ от системы ПРО это попытка "противостоять угрозе, которая уже появилась, в противовес той угрозе, которую мы вначале приняли без доказательств".

Министр выразил озабоченность в связи с тем, что горстку ракет большой дальности могут заменить "сотни" ракет малой дальности, способные нанести удар по Израилю и Европе. Однако заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов генерал Джеймс Картрайт (James Cartwright) заявил, что на разработку межконтинентальных баллистических ракет у Ирана и Северной Кореи уйдет больше времени, чем ранее прогнозировали США.

Альтернативная система ПРО Вашингтона, в основе которой будет лежать сеть мобильных пусковых установок и установок морского базирования, предназначенных для предотвращения ракетных нападений малой и средней дальности, отчасти имеет целью не допустить удар Израиля по Ирану. Гейтс в этой связи заявил: "Мы надеемся, что это их успокоит, и они поверят, что запас времени еще есть".

(Эта тема была подхвачена и на Ближнем Востоке. В четверг израильский министр обороны Эхуд Барак (Ehud Barak) сказал, что Иран не сможет уничтожить Израиль, даже имея на руках ядерное оружие. "Израиль способен опустошить Иран", - заявил он в газетном интервью. А иранский президент Махмуд Ахмадинежад сказал, что Тегерану не нужно ядерное оружие, хотя в интервью телеканалу NBC он не стал открыто и явно исключать такую потребность.) В то же время, свидетельства и доказательства надвигающейся ядерной угрозы со стороны Ирана оказались весьма неубедительными. В четверг Международное агентство по атомной энергии позволило ряду репортеров ознакомиться с секретным доселе документом о иранской ядерной программе. В нем сообщается лишь то, что Тегеран сегодня обладает "знаниями", необходимыми для создания атомной бомбы. Но никаких свидетельств осуществления программы в данной области в документе нет.

А американские официальные лица сообщили на этой неделе репортерам, что в анализе разведки за 2007 год был сделан вывод об отказе Тегерана от своей программы создания ядерного оружия, и о том, что больше он разработкой такого оружия не занимается. По их словам, эти выводы до сих пор считаются правильными.

На фоне быстро меняющихся альянсов и оценок угроз Обама весьма осторожно и внимательно обосновал отказ от программы ПРО необходимостью благоразумного и экономного подхода к этому вопросу.

"Оптимальный способ ответственно обеспечивать нашу собственную безопасность и безопасность наших союзников заключается в развертывании такой системы противоракетной обороны, которая наилучшим образом реагирует на стоящие перед нами угрозы, и в которой используются проверенные и экономичные технологии", - заявил он в четверг репортерам.

Обсудить публикацию на форуме

_______________________________________________________

В ФРГ приветствуют отказ США от размещения систем ПРО в Европе ("Deutsche Welle", Германия)

Что Обама получит от России после отказа от ПРО? ("The Times", Великобритания)

Президент Ирана: нам не нужно ядерное оружие ("BBCRussian.com", Великобритания)