Президент России Дмитрий Медведев пребывает в понедельник в Швейцарию с двухдневным государственным визитом. Swissinfo.ch взял интервью у профессора Николя Хайоза (Nicolas Hayoz), чтобы узнать его мнение о российско-швейцарских отношениях, которые пережили за последние годы несколько критических периодов.
Авиакатастрофа над Юберлингеном, признание Швейцарией независимости Косово, фонды "Юкоса", дело бывшего министра Адамова: Причин для трений между Москвой и Берном было немало.
Тем не менее, ситуация начала понемногу улучшаться: в 2007 году министра иностранных дел Мишлен Кальми-Рей (Micheline Calmy-Rey) тепло приняли в Москве, а президент России Дмитрий Медведев сейчас готовится к официальному визиту в Берн. Не стоит забывать и о том, что в этом году Швейцария представляет интересы России в Грузии.
Для того, чтобы лучше разобраться в ситуации, swissinfo.ch встретился с политологом Николя Эйозом из Университета Фрибурга.
Swissinfo.ch: Каково значение визита Медведева для российско-швейцарских отношений?
Николя Эйоз: События, которые вызвали трения между двумя странами, остались в прошлом. Отношения Москвы и Берна сегодня можно рассматривать как очень хорошие.
Придавать чрезмерное значение приезду Медведева все же не стоит. Визит отвечает практическим и экономическим интересам сторон и касается, в частности, той дипломатической роли, которую играет Швейцарская Конфедерация в российско-грузинском конфликте, а также двустороннего сотрудничества в таких областях, как, например, выдача виз.
Тем не менее, визит нацелен в первую очередь на развитие экономических отношений. Россия постоянно ищет новые возможности для инвестиций. Кроме того, Москве просто необходимо привлечь новые капиталы. Не следует забывать и о том, что российская экономика устарела и нуждается в высоких технологиях, которые могут ей предоставить такие страны как Швейцария.
Эти вопросы не менее важны и для самой Швейцарии: Россия - это один из важнейших рынков для швейцарского экспорта (около 3 миллиардов франков в 2008 году), а в самой Швейцарии работает целый ряд российских предпринимателей.
- Россию резко критикуют за неуважение к свободе слова (дела Анны Политковской и Натальи Эстемировой). Какова позиция Берна?
- Мне кажется, что Швейцария ведет себя излишне осторожно. Такие страны как Германия гораздо четче выражают свои позиции по этому вопросу. Ни один швейцарский министр не высказался также ясно как Ангела Меркель [которая назвала эти события неприемлемыми, призвав Россию к соблюдению прав человека].
Дело в том, что Германия гораздо более сильная страна, тогда как Швейцария всегда пряталась за своим нейтралитетом. Конфедерация находится в равновесии между жестким осуждением и особой позицией, которую она занимает в качестве представителя России в Грузии. Как бы то ни было, я считаю, что Швейцария уделяет слишком много внимания экономическим вопросам в ущерб вопросам политическим.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что здесь речь идет в первую очередь о страхе навредить экономическим интересам. Но излишняя осторожность тоже может быть плохим советчиком.
- Нанесла ли напряженность в двусторонних отношениях какой-либо ущерб имиджу Швейцарии в России?
- Восприятие зависит от уровня знания страны среди населения. Немало людей считают героем человека, который убил авиадиспетчера (из Skyguide), работавшего во время трагедии в Юберлингене.
В этой связи хотелось бы заметить, что ряд граждан, особенно в удаленных регионах, очень мало знают о Швейцарии и забывают, что Конфедерация - это правовое государство с сильной судебной системой.
С другой стороны, можно с уверенностью говорить о более чем положительном имидже Швейцарии среди российской элиты. Кроме того, в страну приезжает все больше туристов из России.
- Какие качества Швейцарии больше всего ценят в Москве?
- Конфедерация не входит в европейский союз, не отстаивает позиции НАТО, членом которого не является, и ведет осторожную политику. Мне кажется, что Россия опирается на Швейцарию для того, чтобы лучше защищать свои интересы на международной арене.
Несмотря на то, что Швейцария не является великой державой, Россия прекрасно осознает ее важную, хоть на первый взгляд и незаметную роль в мировой дипломатии. Со своей стороны, Берн получает возможность усилить свои позиции посредника в вопросах безопасности и вооружения.
- ЕС поручил послу Швейцарии Хейди Тальявини (Heidi Tagliavini) составить доклад о кавказском конфликте. Чего можно от него ожидать?
- По всей видимости, этот документ не выявит никаких новых фактов. Вполне возможно, что в нем будет говориться о равной ответственности сторон. Одним из положительных аспектов, к созданию которого приложила руку Швейцария, является создание нового канала связи и нового повода для размышлений. Этот вклад может и не особенно важен, но очень полезен.
Что же касается общей ситуации в данном вопросе, я не предвижу здесь никаких значительных изменений. Ни у ЕС, ни у США нет четкой позиции в отношении Грузии и ее возможного присоединения к НАТО. Они по-прежнему колеблются между осуждением России и необходимостью сохранить экономические отношения с такой важной страной, имеющей огромный вес в энергетической сфере. Что не менее важно и для Швейцарии.
__________________________
В Швейцарии Медведев ищет поддержку инициативе в области безопасности ("Le Matin", Швейцария)
Медвежата Медведева ("Le Matin", Швейцария)