Москва. - 'Кажется, мировой экономический кризис был не слишком суров по отношению к вам', замечает Владимир Путин в тот момент, когда мы садимся обедать и нам подают заливное из телячьего хвоста. 'Вы все такие упитанные, хорошо одетые'.
Это типичный пример шпионского гамбита, каких у российского премьера в запасе немало, и он тонко пользуется ими для того, чтобы поставить в затруднительное положение или привлечь на свою сторону кого-то из 45 представителей академического мира, экспертов из мозговых трестов и журналистов, собравшихся на его роскошной даче в Подмосковье. Не надо лицемерить, говорит он, чтобы ничего не сказать. Не пытайтесь поймать меня в ловушку при помощи наивно-идеалистических, абстрактных вопросов. Мы все в одинаковом положении.
Следующие 150 минут - это благодушная дискуссия, политически помпезное изложение советской истории и умное позиционирование, которые не оставляют сомнений в том, что Путин продолжает командовать в России, хотя он и передал 16 месяцев назад пост президента своему другу и помощнику Дмитрию Медведеву. Путин ясно дал понять, что он не исключает для себя возможности вернуться на высший пост в стране через три года.
Однако такого же рода мероприятие провел на прошлой неделе и Медведев - президент начал его с омаров и откровенного приглашения расспросить его относительно довольно мрачной, в гамлетовском духе статьи о будущем России, - что дает основание полагать, что он разрабатывает свой собственный сценарий относительно 2012 года.
Подвергая критике ( в очень общих тонах) коррупцию и экономическую 'отсталость' у себя на родине, Медведев формирует свою собственную общественную идентичность в пространстве путинской полутени. Медведев с гордостью говорит о том, что он на протяжении восьми часов общался с президентом Обамой, с которым он вновь встретится на этой неделе в ООН, а также во время встречи G20 в Питтсбурге. (Путин получил 90 минут для пристрастного общения с лидером США во время визита Обамы в Москву в июле этого года).
Белый дом считает для себя выгодным подыгрывать Медведеву, которому на прошлой недели исполнилось 44 года, и относиться к нему как к российской версии Обамы: молодой лидер борется за то, чтобы трансформировать находящуюся в сложном положении страну. Российский президент, со своей стороны, заявляет, что будущее принадлежит им обоим.
С президентом Джорджем У. Бушем 'мы могли проговорить час, и у нас иссякали темы', говорит Медведев через переводчика. Но с Обамой 'мы можем обсуждать любые вопросы. Обама говорит сам, а не по подсказке своих помощников. Он стремиться быть независимым, и то же самое пытаюсь делать я: Наше общение было очень продуктивным'.
Спросите Путина, которому сейчас 56 лет, о том, что изменилось в лучшую сторону в Соединенных Штатах при Обаме, и его инстинкты сразу дают о себе знать. Он с нескрываемым раздражением обращается к прошлому и погрязает в рассуждениях об утраченных возможностях.
'Мы с Джорджем, - так он неизменно называет Буша, - стали друзьями, мы дружили семьями:Но на этом не удалось ничего построить'. Вы почти представляет себе бывшего полковника КГБ, который говорит тебе шепотом: Представь: Я стал другом этого парня, но в ответ ничего за это не получил.
Открытая жизненная позиция Путина с акцентом на выгоду поражает. Главная задача офицера разведки, как вспоминает один из российских политиков, состоит в вербовке своих противников и попытке заставить их работать на противоположную сторону. Путин пытался воздействовать на Буша, но у него ничего нее получилось, и он не смог ни забыть, ни простить этого. Обама и его команда должны осознать, что от управляемой Путиным России они получат вариант отношений, построенных на корысти, где каждый пункт будет предметом торга.
С Медведевым все более сложно. Что делать с национальным лидером, который жалуется за завтраком на то, что 'Россией управляют коррумпированные чиновники' и что 'наша отсталая промышленность держится только на остатках советского богатства', накопленного за счет запасов природного газа и нефти. Иногда он превращается в антипода Обамы. 'Ведь мы не можем, не так ли?' Если, конечно, мы не изменимся, и очень сильно.
Некоторые наблюдатели считают, что тандем Путин-Медведев можно вполне сравнить с действием пары, состоящей из хорошего и плохого полицейского. Но если смотреть на них в действии, что можно прийти к выводу, что они ввели в Кремль китайские принципы противоположности инь и ян. Медведев как юрист выступает в качестве адвоката Путина. Однако хорошие адвокаты оказывают влияние на своих клиентов, возможно они склоняют их к тому, чтобы довольствоваться меньшем чем то, на что они рассчитывали.
Путин говорит о том, что они 'одной крови' и 'у них одинаковые взгляды'. Медведеву явно не понравилось, когда я спросил его об этой фразе. 'Я не уверен в этом. Надо это протестировать: Мы на некоторые вещи смотрим по-разному', например, к вступлению России во Всемирную торговую организацию, добавляет он без дальнейших объяснений.
Мне приходит на ум образ двух этих лидеров, которые действуют как отдельные доли одного мозга. Путин представляет собой мстительную, враждебно настроенную к изменениям, чувствительную к пренебрежительному отношению часть русского характера, тогда как Медведев олицетворяет собой впечатляющие интеллектуальные и литературные интересы российской элиты. Это сочетание и поддерживает их в мысли о том, что вместе они смогут править Россией на протяжении четверти века - или даже больше.