Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пусть Европа плывет сама по себе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Давайте говорить с жестокой откровенностью: 60-летие НАТО, которое отмечали в апреле, было скучным зрелищем. Американскому президенту там было явно неинтересно. Его европейские коллеги хоть и привыкли к "празднованиям", состоящим из произносимых на бюрократическом жаргоне монотонных речей, проявляли едва ли не меньше оптимизма.

Давайте говорить с жестокой откровенностью: 60-летие НАТО, которое отмечали в апреле, было скучным зрелищем. Американскому президенту там было явно неинтересно. Его европейские коллеги хоть и привыкли к "празднованиям", состоящим из произносимых на бюрократическом жаргоне монотонных речей, проявляли едва ли не меньше оптимизма. Все это дело закончилось мягкой просьбой США направить больше войск в Афганистан, которая практически не нашла отклика.

Давайте говорить еще более откровенно: решение президента Обамы принять участие в праздновании 65-й годовщины высадки войск союзников во Франции, которая отмечалась в июне, весьма озадачило всех и каждого. Почему 65-й? Даже дата не круглая. Вначале его приезд не планировался, а присутствие президента означало, что список гостей (в него даже королеву Англии не включили) надо срочно увеличивать, делая это в последнюю минуту. Для ветеранов было неплохо, что он приехал, тем более, что президент произнес великолепную речь, превознося простых людей, которые "в час огромной опасности, в самых мрачных обстоятельствах : нашли в себе способность совершить нечто выдающееся". Но политический эффект оказался весьма ограниченным, да и никаких дополнительных войск в Афганистан никто не послал.

Давайте скажем все откровенно и до конца: невозможно избавиться от впечатления, что администрация Обамы идет прямо по стопам администрации Буша - по крайней мере, в своих взаимоотношениях с Европой. В последнее десятилетие старый континент использовали как площадку для большой фотосессии. Обама во время предвыборной кампании прошлым летом даже воспользовался Бранденбургскими воротами в качестве декорации для своего выступления. Действительно, это прекрасное место для разговора о воодушевляющих подвигах прошлого. Но ни республиканцы, ни демократы, похоже, не считают, что Европа заслуживает опытных послов или серьезной дипломатии. Обама, подобно Бушу, назначил на эти посты немалое количество доноров своей избирательной кампании.

А что до Центральной Европы, то ее вообще считают не заслуживающей никакой дипломатии. На прошлой неделе чешского премьер-министра подняли посреди ночи из постели, чтобы Белый Дом мог проинформировать его о несрочном решении, которое вызревало уже долгие месяцы - об отмене программы противоракетной обороны. Польский премьер-министр отказался отвечать на такой же звонок (а министр иностранных дел, за которым я - открою все тайны - замужем, просто крепко спал). Но и в этом тоже нет ничего нового. Белый Дом Буша принимал свое первоначальное решение о размещении противоракетной обороны и радара в Центральной Европе, не посоветовавшись ни с одной из этих стран - ни посреди ночи, ни при свете дня. Официальное письмо из Пентагона прибыло фактически с ожидаемой заготовкой ответа: правительства в Праге и Варшаве должны были подписать ее и отправить обратно.

На самом деле, противоракетная оборона была непопулярна тогда, и остается непопулярной сейчас, причем во всей Европе. Поляки и чехи выступали за создание баз США только потому, что на их территории должны были появиться американские войска. Но они выступают за присутствие американских войск на своей территории лишь по той причине, что два американских президента подряд отказываются наращивать присутствие НАТО в Центральной Европе и, похоже, не хотят вообще ничего делать на континенте. Из-за этого кое-кто начал опасаться, что американцы не столь беззаветно, как прежде, преданы основополагающим постулатам устава НАТО: что нападение на одно государство-члена альянса считается нападением на всех. Госсекретарь Хиллари Клинтон чего только не делала, стараясь доказать обратное, но поскольку Россия и прочие государства вкладывают большие средства в свои вооруженные силы, такое широко распространенное опасение все равно сохраняется.

Таким образом, возникает парадокс. В Европе президент Обама по-прежнему самый популярный американский лидер последнего времени. Однако он не сумел извлечь выгоду из своей популярности, отчасти из-за того, что не воспользовался ею. Единственное пока послание Обамы Европе - "направляйте больше войск в Афганистан" - оказалось запятнанным его собственной неопределенностью и двойственностью в отношении афганской миссии. Он не пытается никого убедить, что переосмыслил проблемы Афганистана. Он не поставил никакой другой совместной задачи в области безопасности перед крупнейшими и влиятельнейшими демократиями Европы. Для начала он мог бы сказать своим европейским друзьям, что больше не будет с ними фотографироваться, пока те не согласятся говорить о планах действий в чрезвычайных обстоятельствах и о совместных учениях НАТО, от которых альянс отказался несколько лет назад.

Европейцы тоже виноваты. Приход новой администрации был для них шансом начать все сначала, донести до Белого Дома свои идеи, а не ждать, пока Вашингтон заговорит первым. Исхлестанные в кровь рецессией и неспособные выступать заодно, европейцы, тем не менее, как всегда безмятежны и пассивны во всем, что касается их обороны. Вполне возможно, что даже самый популярный за многие годы американский президент не в состоянии заставить их встрепенуться и обратить внимание на потенциальную угрозу энергетического шантажа со стороны России, на ядерный Иран и на международный терроризм, окапывающийся в их собственном глубоком тылу. Но было бы намного спокойнее, если бы он, по крайней мере, попытался это сделать.

_________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме