Бразилия, Колумбия и Венесуэла являются лидерами гонки вооружений в Латинской Америке.
Их покупки и заказы на приобретение военной техники имеют две общие отличительные черты: многомиллионные расходы и страх, который они внушают окружающим.
Но каждая из указанных стран применяет совершено разные способы наращивания военной мощи. И ни один из них не идеален. Все предполагают определенные риски. Но все же давайте исследуем их с позиций реализма, чтобы понять их 'логику' и сопоставить истинные последствия.
Бразилия работает с долгосрочным прицелом. Это не сиюминутный ответ на вызовы сегодняшнего дня, на выстрел соседа, хотя накачивание военных мускулов Венесуэлы и вызывает беспокойство.
Стратегия Бразилии устремлена в будущее и связана с ее растущей ролью и признанием как державы среднего масштаба, имеющей глобальные интересы. Это единственная страна Латинской Америки, претендующая на подобную роль.
Многомиллионные франко-бразильские контракты направлены не только на приобретение самых современных вооружений и технологий (включая атомную подводную лодку). Это всего лишь одна составляющая стратегии. Другая же заключается в том, чтобы дать толчок развитию полноценного военного-промышленного комплекса, то есть воплотить в жизнь то, о чем мечтали военные режимы, правившие страной десятилетия назад. Именно поэтому эти соглашения предусматривают передачу технологий и создание совместных предприятий, участие в проектах, наряду с правительствами Бразилии и Франции, деловых кругов этих стран.
Для Бразилии инвестиции в военную отрасль неразрывно связаны с ее политичекими и экономическими устремлениями. Они вписываются в 'проект развития страны', предусматривающий скорую разработку огромных запасов углеводородов, лежащих на дне океана.
Оба плана (добыча нефти и укрепление военной мощи) предусматривают взаимодействие и даже союз государства и бизнес-сообщества, в рамках которого местные промышленные группы (инженерно-конструкторские, энергетические, авиационные, металлургические и строительные) будут выполнять основные задачи и обеспечивать рост под опекой государственных структур. Экономическая целесообразность вызывает сомнения, но геополитическая направленность абсолютно ясная.
Наращивание военного потенциала Колумбии обусловлено скорее стечением ряда обстоятельств. Модернизация армии не вытекает из какой-то специально разработанной национальной стратегии. Это всего лишь неизбежный ответ на острейшую внутреннюю проблему, коей является наркоторговля и тесно связанный с ней терроризм. Решение о модернизации вооруженных сил - не более чем реакция на сложившуюся обстановку.
Роль Соединенных Штатов, предоставляющих финансовую и военно-техническую помощь и использующих семь военных баз на колумбийской территории, четко соотносится с указанной целью.
Предполагать, что американская военная-техническая помощь является составной частью неких экспансионистских или широкомасштабных военных планов - всего лишь плод заидеологизированного воображения. Те, кто высказывают подобные домыслы, просто не знакомы с положениями Плана Колумбия и ограничениями, установленными американским Конгрессом, который ревностно следит за использованием своих самолетов, вертолетов и разведданных.
Совершенно другое дело - массовые закупки оружия Венесуэлой. Это делается с целью усиления политико-идеологических позиций президента Уго Чавеса, проводящего политику авторитарного правления внутри страны, вмешательства во внутренние дела других и являющейся, ко всему прочему, частью безумной стратегии установления своей гегемонии на континенте.
Он подкармливает лояльные режиму военизированные формирования (ополчение, выполняющее репрессивыне функции и лично контролируемое Чавесом), всячески холит и лелеет вооруженные силы, не забывая одаривать их дорогостоящими игрушками новейших моделей.
Что касается внешней политики, то, помимо укрепления смутного стратегического союза с Россией, чтобы поднасолить США на их 'задворках', она преследует цель превратить Венесуэлу в региональный центр военного влияния.
Это наращивание военной мощи является четвертой точкой опоры национальной стратегии. Остальные три - это группа стран АЛЬБА (политическая поддержка), нефтяной консорциум 'Петрокарибе' (экономическая поддержка) и Боливарианский Конгресс Народов ('социальная' и неформальная).
Из трех вышеописанных способов наращивания военного потенциала венесуэльский вызывает наибольшие опасения, поскольку является частью откровенно антидемократического проекта, не контролируемого внутри страны и не сдерживаемого внешними силами. Добавьте к этому тесные отношения Чавеса с иранским, сирийским и ливийским руководством.
Из этого отнюдь не следует, что нужно приветствовать два других способа наращивания военнной мощи. У каждого свои оправдательные мотивы. У Колумбии - насущная необходимость и острота вопроса. Доводы Бразилии менее убедительны, но более изящны. Но и та и другая также неизбежно вызывают беспокойство у других стран континента.
Такие страны как Аргентина, Перу, Чили и Эквадор вправе со все возрастающим беспокойством рассматривать все три споособа, что может придать гонке вооружений на латиноамериканском континенте необратимый характер.
_________________________________________________________
В Латинской Америке все повторяется? ("Rebelion", Испания)
В Гондурасе Бразилия поджигатель и пожарник ("Ultimo Segundo", Бразилия)