Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему демократы терпят неудачи в вопросах контроля вооружений

Ядерные соглашения президента уже в опасности, причем по тем же причинам, по которым возникали проблемы у Картера и Клинтона.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время вчерашнего выступления на Генеральной Ассамблее ООН президент Барак Обама еще раз провозгласил свою цель - "мир без ядерного оружия". Сегодня Обама будет выступать на специальной сессии Совета Безопасности ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия и разоружения. Однако амбициозная программа Обамы по контролю вооружений наталкивается на серьезные препятствия.

Во время вчерашнего выступления на Генеральной Ассамблее ООН президент Барак Обама еще раз провозгласил свою цель - "мир без ядерного оружия". Сегодня Обама будет выступать на специальной сессии Совета Безопасности ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия и разоружения. Он вновь подтвердит свое намерение подписать новый договор с Россией о значительном сокращении ядерных вооружений, а также свое стремление убедить американский Сенат пересмотреть принятое в 1999 году решение об отказе от Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Когда эти цели будут достигнуты, он планирует провести второй раунд переговоров с Россией о дальнейшем сокращении ядерных вооружений.

Однако амбициозная программа Обамы по контролю вооружений наталкивается на серьезные препятствия. За последние 40 лет каждый президент-демократ, придя к власти, брал на себя обязательство договориться с Россией о серьезных сокращениях ядерного оружия. И каждый уходил из Белого Дома, так и не добившись успеха.

Удивительный факт заключается в том, что весь набор американо-российских соглашений по контролю стратегических вооружений прорабатывали и подписывали президенты-республиканцы. Никсон дал нам Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), Рейган - Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), Буш 41-й - Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а Буш 43-й - Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).

В отличие от республиканцев, у демократов реестр успехов и достижений в этой области гораздо скромнее. Президент Джимми Картер подписал договор ОСВ-2, но после вторжения Советов в Афганистан он отозвал его из Сената, где тот находился на рассмотрении. Договор ОСВ-2 так и не вступил в силу. Президент Билл Клинтон восемь лет кропотливо работал над договором о контроле стратегических вооружений с Россией, но подписать его ему так и не удалось.

Главная причина неудач президентов-демократов во взаимоотношениях с Россией заключается в их чрезмерном энтузиазме и амбициях. Это подталкивает русских к порочным попыткам перехитрить американцев, обрекая соглашения и договоренности на неудачу. С такой проблемой сталкивались Картер и Клинтон. Еще большая проблема в этом плане может возникнуть у Обамы, который пришел к власти с собственной целью в области контроля вооружений - ликвидации ядерного оружия. А цель эта намного амбициознее, чем у всех предыдущих администраций.

Самая неотложная проблема, стоящая сегодня перед США и Россией, заключается в создании определенного режима проверки в сфере контроля вооружений, поскольку действующий режим, сформированный в рамках договора СНВ, 5 декабря текущего года утратит свою силу.

Сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар (Richard Lugar) заранее предостерег администрацию, заявив, что ей следует "противостоять призывам загрузить повестку переговоров задачами и целями, которые, будучи желательными, замедлят переговорный процесс и создадут угрозу срыва и без того плотного графика", дабы предотвратить пробел в проверках по контролю вооружений. Обама проигнорировал данный совет, решив вместо этого воспользоваться переговорами о новом договоре СНВ как инструментом авансового платежа в своем обязательстве создать мир, свободный от ядерного оружия.

Такое решение служит гарантией того, что переговоры будут гораздо более сложными, чем если бы они ограничивались вопросом о новом режиме проверок СНВ. Обама усложнил эту основополагающую проблему, смешав ее с серией тактических решений, которые хоть и согласуются с российскими требованиями на ближайшую перспективу, но в дальнейшем серьезно затруднят достижение соглашения.

В мае он согласился с тем, чтобы в новом договоре ограничивалось не только число развернутых ядерных боезарядов, но и количество средств их доставки к цели. В июле он согласился с тем, чтобы в новом договоре был предусмотрен вопрос о противоракетной обороне, а также о "неядерных стратегических вооружениях". Каждое из этих решений порождает дополнительные проблемы на переговорах и дает России возможность требовать дополнительных уступок.

Самое худшее заключается в следующем. Поставив новое соглашение во главу угла своей внешней политики, Обама подвел русских к выводу о том, что ему этот договор нужен даже больше, чем им. И русские вполне предсказуемо воспользовались этим как шансом повысить ставки в игре, выдвинув кучу новых предварительных условий для подписания соглашения.

Сегодня администрация оказалась в весьма неудачном положении, когда ей приходится вести переговоры в сжатых временных рамках, имея очень амбициозные цели и дискутируя с партнером, который не испытывает такой же политической потребности в достижении договоренности. Придет декабрь, и русские вполне могут поставить Обаму перед выбором: подписать соглашение на невыгодных для США условиях (при этом возникнет опасность, что Сенат этот договор не пропустит), или допустить завершение действия договора СНВ, не создав ничего ему на замену.

Безусловно, любая задержка с переговорами создаст дополнительные проволочки в остальной части программы контроля вооружений Обамы. Что еще хуже для президента, следующий пункт этой программы - рассмотрение в Сенате Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний - также может оказаться в беде.

Двухпартийная Комиссия по оценке стратегического положения США, в которой председательствуют бывшие министры обороны Уильям Перри (William Perry) и Джеймс Шлезингер (James Schlesinger), возможно, уже нанесла по этому договору смертельный удар. Комиссия единогласно рекомендовала администрации согласовать с главными участниками договора точное определение запрещенных испытаний ядерного оружия, и лишь потом передавать его на повторное рассмотрение в Сенат. Пока нет никаких признаков того, что Обама готов откликнуться на это требование. Многие воспринимают это как подтверждение предположений комиссии о наличии между сторонами серьезных разногласий в вопросе о том, что же запрещает данный договор. Безусловно, противодействие Сената Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний только усилится, если данную проблему не удастся урегулировать.

Обаме на сегодняшнем заседании не следует порождать нереальные надежды на то, чего мы можем добиться в области контроля вооружений. А если ему к 5 декабря, когда закончится действие договора СНВ, не удастся заключить соглашение с Россией, то, может быть, он станет внимательнее прислушиваться к словам сенатора Лугара о том, как следует вести себя с Москвой на переговорах по контролю вооружений.

Стивен Рейдмейкер с 2002 по 2006 гг. был заместителем государственного секретаря по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения. В настоящее время он работает старшим юридическим советником в вашингтонской компании BGR Government Affairs.

___________________________________________________________

Обама и политика уступок ("The Wall Street Journal", США)

Обама в ООН провозгласил новую 'эру взаимодействия' ("Русская служба "Голоса Америки"", США)

Обсудить публикацию на форуме