Все началось с маленькой заметки на никому известном сайте морской тематики и превратилось в главную загадку лета. Что именно произошло с загадочным сухогрузом Arctic Sea, якобы захваченным пиратами, но не у дикого берега Сомали, а в благовоспитанных европейских водах Балтийского моря?
Спустя два месяца после того, как корабль был 'захвачен', ответ ясен - по крайней мере, если верить российским следователям. На прошлой неделе они заявили, что закончили расследование одной из крупнейших морских загадок со времен 'Марии Целесты', невезучего торгового корабля, обнаруженного дрейфующим и без команды в Атлантическом океане. Если верить Москве, вся история обнадеживающе проста. Восемь вооруженных 'пиратов' захватили Arctic Sea поздним вечером 24 июля, у берегов Швеции. Пираты приказали капитану плыть в сторону Африки. После этого корабль проскользнул через Ла-Манш и 'исчез' в районе 30 июля, что вызвало безумный международный поиск.
Спустя три недели, 17 августа, российский фрегат нашел и перехватил корабль в 300 милях от островов Зеленого мыса. Российские офицеры арестовали 'пиратов', большинство из которых оказались этническими русскими из Эстонии и Латвии. Военные также освободили команду Arctic Sea, состоящую из 15 россиян. Кремль утверждает, что эта смелая миссия, в которой участвовали корабли, военные самолеты и были задействованы другие ресурсы, стала национальным триумфом. Существует лишь одна проблема с московской версией событий: ее концы не сходятся.
Сидя в своем московском офисе, Константин Барановский - адвокат одного из 'пиратов' - спокойно рассказывает альтернативную историю. Его клиентом является Дмитрий Бартенев, 41-летний моряк, рожденный и живущий в столице Эстонии Таллинне. Его дедушка был советским адмиралом, а его отец служил в советском торговом флоте.
Адвокат говорит, что Бартенев рассказывает совершенно другую историю про события вокруг Arctic Sea. Никакого захвата не было, а он - не пират. Бартенев утверждает, что он и семеро его коллег являются безобидными 'экологами', работавшими на неназванную организацию.
'Он рассказал мне, что это за организация, но он не разрешил мне раскрыть ее имя. Почему, я не знаю', - говорит Барановский.
История Бартенева, рассказанная его адвокатом, состоит в следующем. 24 июля он со своими коллегами выплыл на рассвете из эстонского курортного города Пярну. Направляясь в серое и неспокойное Балтийское море, они собирались протестировать новый прибор GPS. Но экспедиция оказалась ужасной ошибкой.
'Внезапно нас захлестнула большая волна, - рассказал Бартенев своему адвокату. - Вода залила нашу навигационную систему, испортив ее. Мотор начал барахлить. Мы потерялись. Затем потемнело. Впереди мы увидели два корабля. Один из них был большим пассажирским лайнером - но он двигался слишком быстро. Другой был сухогруз Arctic Sea. У них был низкий корпус. Мы направились к ним'.
По словам Бартенева, команда Arctic Sea подняла из лодки семерых его друзей, пока он оставался у руля. Наконец, они спасли и его, а затем затащили на борт и их потрепанную лодку.
'Команда была очень дружелюбна. Когда они поняли, что мы русские, они повели нас в кают-компанию, и открыли бутылку водки. На корабле было много выпивки: виски и другие крепкие спиртные напитки'.
Бартенев говорит, что попросил капитана высадить их в ближайшем порту, но получил отказ без объяснений. Не имея возможности сойти на берег в ближайшем будущем, они расслабились.
Российские следователи изображают три недели на борту корабля как напряженную драму с заложниками. На самом деле, говорит Бартенев, это было больше похоже на веселый круиз, с плаванием, солнечными ваннами и выпивкой под мерцающим тропическим небом.
'Там был бассейн; команда сделала его в нижней части корабля. Мы там плавали. Еще там был спортзал, которым нам разрешалось пользоваться. Мы провели много времени, загорая, - говорит Бартенев. - Мы спали в небольшой каюте. Мы подружились с несколькими инженерами и коком. Он готовил для нас вместе со всеми'.
Важно то, что, по словам Бартенева, он не знал, что к тому времени корабль уже искали. Выйдя 22 июля из финского порта Якобстад с грузом древесины, Arctic Sea должен был, по словам Москвы, достичь алжирского порта Бежайя 4 августа.
'Мы не знали, что он пропал без вести', - настаивает Бартенев. Однако он и его коллеги заметили, что корабль отклонился на несколько тысяч миль в неверном направлении, вниз по западному побережью Африки. 'Стало теплее. Мы явно двигались в южном направлении', - рассказал он своему адвокату.
Эта туманная экваториальная одиссея наконец закончилась в обед, 17 августа, когда российский военно-морской фрегат 'Ладный' приблизился к ним. Команда Arctic Sea заметила тяжело вооруженное судно двумя днями ранее, и, по словам Бартенева, это зловещее появление заставило его новых компаньонов нервно полезть за водкой. 'Мы провели последние два вечера на корабле, напиваясь вместе с командой', - объясняет он.
Странным образом капитан Arctic Sea проинформировал преследовавших его корабль русских, что судно является северокорейским. Но это лишь отсрочило неизбежное - приказ перейти на борт 'Ладного'. В 11:41 утра российский персонал арестовал Бартенева. Они переправили его и остальных 'пиратов' в военный аэропорт на островах Зеленого мыса.
Оттуда их быстро увезли на военном самолете Ил-75 в Москву, заключили в тюрьму и предъявили обвинение в похищении и пиратстве. Одиннадцать моряков Arctic Sea также были перевезены в Москву для допроса, а затем им запретили общаться с прессой. Капитан Сергей Зарецкий и три других моряка остались на судне.
Месяц спустя они по-прежнему находятся на корабле, который, вместо того, чтобы направиться назад в Россию, содержится подальше от чужих взглядов где-то в районе Канарских островов. Барановский считает рассказ российских следователей 'смехотворным'. Он задает очевидный вопрос: зачем кому-либо хотеть захватить корабль, до верху наполненный древесиной?
'Официальная версия случившегося - это неправда. Они представляют это, как будто восемь сумасшедших парней взяли надувную лодку, выплыли на ней в центр Балтийского моря и захватили корабль, полный древесины. Это не просто странно, это невероятно'.
Конечно, история Бартенева местами тоже вызывает сомнения, особенно, когда он утверждает, что является экологом. (На предплечьях моряка вытатуированы кельтские символы - не очень-то похоже на гринписовца). Тем не менее, его рассказ, повествующий о правдоподобном и банальном существовании на борту Arctic Sea, пробивает брешь в официальной версии событий. Его указание на то, что никакого захвата не было, а команду ни к чему не принуждали, подтверждается признанием следователей о том, что на борту Arctic Sea не было никакого оружия.
Более вероятный сценарий состоит в том, что Бартенева и его коллег-'пиратов' подставили. Но кто? За последний месяц в российских и британских газетах было опубликовано множество материалов с рассуждениями о том, что Arctic Sea перевозил секретный груз систем С-300, предназначенных для Тегерана.
Израиль выступает против приобретения Ираном любого зенитного оружия, которое может помешать Израилю нанести воздушный удар по ядерным объектам Ирана. Подозрения о правительственном укрывательстве усилились на прошлой неделе, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил тайную поездку в Москву. Кремль и сотрудники Нетаньяху изначально отрицали, что он посетил Россию - но затем подтвердили, что он прибыл в страну на частном самолете. Следом в газете Times был опубликован репортаж, где цитировались источники в израильской разведке, и предполагалось, что разведка Израиля 'Моссад' подставила Бартенева и его друзей-бандитов 'захватить' корабль, чтобы принудить российское правительство к действию и помешать системам С-300 добраться до Ирана.
Но эта версия событий хотя и привлекательна, но, в конечном счете, тоже неправдоподобна. Эксперты по обороне говорят, что большую, сложную зенитную систему, подобную С-300, невозможно просто запихнуть в грузовой контейнер. 'Это просто бред собачий', - говорит мне один из экспертов. Кроме того, президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью CNN, что не видит никакой проблемы в продаже Ирану вооружений, при условии, что они будут исключительно оборонными. Россия подписала с Тегераном контракт на поставку систем С-300, но до сих пор не выполнила его.
Брат Бартенева Алексей, пообщавшийся со мной из Таллинна, предлагает другое, более прозаичное объяснение того, кто 'подставил' восьмерку горе-'пиратов'. Алексей говорит, что таинственный бизнесмен, назвавший себя Владимиром, завербовал Бартенева и семерых его друзей в середине июля. 'Мой брат уже шесть месяцев как безработный. Ни с того, ни с сего 'Владимир' предлагает ему работу. Зарплата была хорошая, более 1000 евро в месяц, но никакого письменного контракта не было'.
По словам Алексея, Бартенев переехал в Пярну 16 июля. Он и группа друзей, которых он знал со времен обучения в мореходке, начали тренироваться. Они жили в палатках на берегу. 'Владимир' также дал им резиновую надувную лодку с мотором. Работа, очевидно, предполагала рейды вокруг Балтийского моря и съемки танкеров, выбрасывающих за борт мусор - это был экологический проект. Алексей твердо уверен в том, что его брат - не пират. 'Он совершенно не агрессивен. Он очень компанейски парень', - говорит он.
Тайная продажа оружия?
В дополнение ко всей интриге, документы обвинения, которые видел адвокат Барановский, показывают, что 22 июля - за два дня до того, как у Бартенева сломалась его лодка - Arctic Sea посетила другая, темная группа. Эта группа состояла из 22 или 24 мужчин, которые прибыли на судно на быстроходном катере и провели на борту Arctic Sea 12 часов. Согласно некоторым из отчетов, эти люди связали команду и завязали им глаза, заявив, что являются сотрудниками наркоконтроля; по словам других они были одеты в форму шведской полиций. Что они делали на корабле, непонятно. Основываясь на прочитанном, Барановский говорит: 'Они были похожи на российский спецназ'.
Это откровение добавляет веса самому притягательному сценарию - что некто внутри российского разведсообщества или служб безопасности использовал Arctic Sea для незаконной контрабанды оружия. Корабль провел несколько недель в Калининграде, не знающем правил российском анклаве на берегу Балтийского моря - идеальном месте, чтобы спрятать тайный груз (а также затариться дешевой водкой). Но природа груза остается неясной: некоторые предполагают, что там были ракеты, другие упоминают умные бомбы. Один эстонский командующий предполагает, что сухогруз перевозил крылатые ракеты.
Нет никаких сомнений, что у российских разведслужб есть сеть доверенных контактов на Ближнем Востоке, берущая истоки в тех временах, когда коммунистический Советский Союз поставлял в страны арабского мира оружие и амуницию. Сегодня эти разведслужб работают не только на государство, но и ради собственной выгоды. Соперничающие фракции внутри Кремля уже давно ведут смертельную борьбу не только за влияние, но и за потоки доходов, исчисляющихся миллиардами долларов.
Если сухогруз Arctic Sea перевозил незаконный груз в рамках блатной сделки, похоже, что кто-то в правительстве решил скрыть это. Информация о том, что Россия принимает участие в тайной продаже оружие, поставила бы Москву в очень неудобное положение. Похоже, что решение было найдено в псевдозахвате. В конце концов, он стал идеальным поводом для российских властей подняться на борт Arctic Sea и потихоньку изъять груз, а затем оправдать пышную спасательную миссию на море.
Ранее в этом месяце, журналист, первым сообщивший о странном 'исчезновении' Arctic Sea, покинул Россию, после того, как поздно ночью ему позвонили с угрожающим предупреждением. Редактор Интернет-бюллетеня 'Совфрахт' Михаил Войтенко сказал, что звонивший предупредил его, что тот 'наступает на пятки очень серьезным людям'.
Я разговаривал с Войтенко на прошлой неделе. В то время он прятался в Стамбуле, сейчас он где-то в Бангкоке. Он вспомнил, как анонимный абонент напрямик проинформировал его о том, что Войтенко задел чьи-то влиятельные, возможно преступные, интересы - и добавил, что 'некоторые люди хотят мести'.
Войтенко сказал мне: 'Мне сказали: эти ребята очень недовольны тобой. Но они не хотят неприятностей'.' Вместо неприятностей ему было предложено покинуть страну. Войтенко сказал, что не знает, кто ему звонил, но намекнул, что человек, говоривший 'леденящим кровь голосом', был из ФСБ.
Когда я спросил его, что же на самом деле было спрятано на борту сухогруза, Войтенко дал сдержанно таинственный ответ: 'Половина тех, кто принимал в этом участие, были частными лицами. Но половина имели связи с государством'. Когда я спросил его, почему дело Arctic Sea превратилось в международное происшествие, он сухо добавил: 'Обычно никто не атакует корабли в Балтийском море'. На прошлой неделе его работодатели объявили, что уволили Войтенко; теперь он пишет статьи для оппозиционного издания 'Новая газета'.
Тем временем, текущей резиденцией Бартенева является Лефортовская тюрьма в Москве, самое печального известное заведение подобного рода в России. Тюрьма контролируется ФСБ, здесь держат только очень важных персон или тех, кто связан с политически деликатными делами. В понедельник Барановский попросил выпустить Бартенева на поруки, утверждая, что у России не было никакой юрисдикции, когда его арестовали в международных водах на корабле, плавающем под мальтийским флагом. Как и можно было ожидать, судья отказал. Бартенев появился в суде виртуально, через веб-камеру. Он выглядел сытым всем этим делом по горло.
Если только не произойдет чуда, 'пираты' останутся в тюрьме еще надолго. Команде сухогруза было велено держать рот на замке. Российские журналисты, пытавшиеся поговорить с семьями команды, встретились со стеной испуганного молчания. Это не первый раз, когда людей приносят в жертву непроницаемым интересам российского государства. Вряд ли это и последний.
________________________________________________________
История о захвате судна звучит как морская байка ("The Toledo Blade", США)
Arctic Sea находится у берегов Западной Африки ("The Times", Великобритания)
Таинственный визит Нетаньяху в Москву ("L'Alsace", Франция)