Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Yankees go home!

США предприняли новое наступление на народы Латинской Америки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя те события кажутся уже далекими, поскольку произошли в марте 2008 года, так называемый рейд Колумбии в эквадорскую провинцию Сукумбиос (Sucumbíos) обозначил начало нового цикла в стратегии установления контроля Соединенных Штатов над латиноамериканским континентом, объявленным ими зоной своих жизненных важных интересов. Это не был отдельно взятый факт, а начало нового этапа, который продолжает развиваться.

Хотя те события кажутся уже далекими, поскольку произошли в марте 2008 года, так называемый рейд Колумбии в эквадорскую провинцию Сукумбиос (Sucumbíos) обозначил начало нового цикла в стратегии установления контроля Соединенных Штатов над латиноамериканским континентом, объявленным ими зоной своих жизненных важных интересов. Это не был отдельно взятый факт, а начало нового этапа, который продолжает развиваться.

Тогда высказывались инициативы создания региональных платформ, прикрывавшиеся лозунгами превентивной войны против терроризма.

Но если в Палестине и на Ближнем Востоке в целом уже стало привычным делом, что Израиль является проводником агрессивной политики Пентагона, то в Латинской Америке еще не были зарегистрированы случаи одностороннего нападения одной страны на другую 'в защиту своей национальной безопасности'.

То вторжение обозначило приблизительные контуры некой государственной политики, которая не претерпела изменений со сменой хозяина Белого Дома (Буша на Обаму), а лишь приспособилась к новым реалиям. Все это вызвало бурную реакцию Эквадора, чья позиция была поддержана большинством латиноамериканских президентов на встрече в Санто Доминго.

Тогда хватило благоразумия остановить эскалацию военных действий, чтобы снять напряжение и обеспечить смену администрации в США, но необходимость недопустить дальнейшее расширение АЛЬБЫ (ALBA, Боливарианский союз для народов нашей Америки, примечание переводчика) и поиск эффективных и надежных способов вмешательства во внутренние дела континента, особенно ввиду процессов, происходящих в Венесуэле, Эквадоре и Боливии, вновь заставили США заняться осуществлением дестабилизирующих, а то и просто милитаристских проектов.

Цели остались прежними, а способы их достижения стали новыми. Доктрина, озвученная Монро и воплощенная Кеннеди в Союзе ради прогресса, вновь материализуется сегодня в виде Зоны Свободной Торговли для Южной, Центральной и Северной Америки, Интеграции Региональной Инфраструктуры Южной Америки и Среднеамериканского проекта (ранее, План Пуэбла Панама), но также и в форме военной паутины, опутывающей весь континент.

Кубинская революция 1959 года явилась своего рода социальным детонатором, поставившим под вопрос американское господство на континенте. Жесткий отпор, который Куба дала контрреволюционерам, высадившимся на Плайя Хирон (Playa Girón) в 1961 году, уверенная поступь этой страны после Карибского кризиса (октябрь 1962 года), несмотря на враждебное окружение и экономическую блокаду, превратили ее в бастион надежды и достоинства, в символ противостояния многократно превосходящей силе. Именно по этой причине Кубу тщательно изолировали от остальных стран континента посредством политики 'распространения демократии' и борьбы с тиранией (не зря же создавался Союз ради прогресса!), финансово обеспечивавшейся Американским агентством по международному развитию (USAID, United States Agency for International Development), посредством ее исключения из Организации Американских Государств и также обработкой общественного сознания, представив кубинское развитие как исключительное и единственное в своем роде. И немало преуспели в этом: во всяких аналитических обзорах заявляется, что опыт Кубы неприменим к другим странам, а левые силы Латинской Америки одновременно восторгаются и отвергают его.

После успеха революции на Кубе и стремительного роста национально-освободительной борьбы почти во всех странах Латинской Америки, демократические процессы там были насильственно прерваны военными диктатурами, финансировавшимися USAID, столь активизировавшейся в наши дни. Их главные действующие лица прошли подготовку в Военном Училище Америк (School of the Americas).

Над континентом опустилась долгая и мрачная ночь и, в определенном смысле, Латинская Америка вновь стала 'Америкой для американцев'.

Дикататуры преобразовались в неолиберальные институты, богатства наших стран перестали быть 'стратегическими запасами государства', превратившись в привлекательные объекты для капиталовложений. Вашингтонская мечта о единой Америке, защищающей американские интересы, воплотилась в Договоры о свободной торговле. Выступления народных масс против Зоны Свободной Торговли для Америк и, совсем недавно, против двух мегапроектов территориального переустройства и создания инфраструктуры энергетической интеграции и ограбления (План Пуэбла Панама, разросшийся до Путумайо [Putumayo] с включением в него Колумбии, именуемый сегодня Среднеамериканский проект; Интеграция Региональной Инфраструктуры Южной Америки) заставили разведслужбы США провести передислокацию своих сил на континенте.

Недостаточность рынка как главного регулятора сопровождается все возрастающим присутствием военных сил на континенте. Военная составляющая начинает играть роль ведущей силы всего общества.

Жару в огонь добавляют антинеолиберальные выступления, которые приводят к изменениям в государственном строе и приходу к власти новых лидеров патриотического толка как, например, в Венесуэле, Боливии и Эквадоре. Это тоже ослабляет, а то и вовсе ставит под вопрос американское господство. Таким образом кубинский опыт расширяется и приобретает новое геополитическое значение. Как следствие, перестают действовать установленные ранее правила игры, а огромные пространства земли с неисчераемыми полезными ископаемыми начинаю выходить из под контроля США.

Стечение всех вышеуказанных обстоятельств и возможность их усиления, победы демократических сил, создание АЛЬБЫ, Петрокарибе (Petrocaribe) и признаки отхода от политики Вашингтона, во многих случаях поощряемые международными организациями, воспринимаются как самая большая опасность ревнителями безопасности США. Независимо от того, кто занимает президентское кресло в Белом Доме, эта страна неизменно рассматривает Латинскую Америку как свою вотчину, свою провинцию, чтобы с этого плацдарма вести конкурентную борьбу с остальным миром.

Государственный переворот в Гондурасе, одном из самых слабых звеньев АЛЬБЫ, возглавленный военнослужащим этой страны выпускником упомянутого выше Военного Училища Америк - первая акция, являющаяся логическим продолжением вторжения в Сукумбиос. Мятеж был организован в связи с судьбой военной базы в Пальмерола (Palmerola), обговорен посольством США и одобрен местной олигархией, существующей благодаря тому, что свято блюдет интересы Вашингтона, выступающего в качестве ее бизнес партнера.

Последние события в Гондурасе представляют собой составную часть многовариантного наступления, в котором возможно комбинированное использование заранее подготовленных внутренних сил и интервенций из-за рубежа. Это наступление может имет военную или дипломатическую, экономическую или информационную направленность.

Переворот в Гондурасе создает опасный прецедент, поскольку предлагает новую модель сведения на нет любых демократических процедур. Вот ведь как интересно все получается. Законного президента, избранного в соответствии с конституционными нормами, подло свергает группа заговорщиков, нарушая таким образом Конституцию и демократические нормы. Но в результате закулисных игр и передергивания фактов именно его представляют как лицо, нарушившее Конституцию и, в силу этого, ставят на одну доску с путчистами. Что это как не преднамеренные махинации с целью смещения законного руководителя страны!

В результате всех этих подтасовок фактов и президента и путчистов можно с одинаковой легкостью представить и защитниками и нарушителями Конституции, и только благодаря выступлениям широких слоев общественности, требующих восстановления конституционных норм и отвергающих и путч и путчистов, нахождение последних у власти находится под вопросом.

Проанализируем, что представляет из себя Гондурас. Он не только член АЛЬБЫ и участник Петрокарибе. Проблема уходит глубже. Правительство Селайи начинало поговаривать об аграрной реформе на землях, исторически принадлежавших Юнайтед Фрут Компани (United Fruit Company), виновной во многих кровавых расправах. В Гондурасе формировались отряды, специализировавшиеся на борьбе с национально-освободительными движениями в центральноамериканских странах. До сих пор в этой стране располагается американская военная база Сото Кано (Soto Cano) или Пальмерола, одна из крупнейших в Латинской Америке. С момента создания Южного Командования Вооруженных Сил США на этой базе распологалась его ставка.

Под напором выступлений общественности, которая уже год назад поставила вопрос о закрытии Пальмеролы на II Встрече против Милитаризации, свергнутое правительство Селайи задумалось о возврате объектов военной базы. В контексте раширения американского военного присутствия и усиления позиций этой страны на континенте, это намерение, конечно же, стимулировало иностранное вмешательство, в значительно большей мере отвечающее далеко идущим экономическим и геополитическим интересам Вашингтона, чем местной олигархии.

Несмотря на весь драматизм происшедшего, военный переворот в Гондурасе лишь предупреждает о последствиях, которые ожидают правительства, осмелившиеся бросить вызов Империи.

С Гондурасом разделались, чтобы отработать приемы борьбы со Венесуэлой, Эквадором, Боливией, странами гораздо более важными в геостратегическом отношении. Независимо от исхода событий в этой центральноамериканской стране, она уже стала составной частью проводимой стратегии.

Гондурас стал детонатором или, точнее, дымовой завесой, за которой был возобновлен проект, прерванный после рейда в Сукумбиос и преследующий цель создания регионального плацдарма для ведения превентивной войны в Латинской Америке, неподалеку от Панамского канала и у самого входа в бассейн Амазонки. Но с точки зрения стратегической коньюнктуры самое главное - это, конечно, близость границ, за которыми протекают процессы, неудобные для мировых центров власти с Соединенными Штатами во главе.

Пока шумиха, поднятая вокруг Гондураса, отвлекает наше внимание, вновь запускаются сценарии навешивания ярлыков, обвинения президентов Венесуэлы и Эквадора в связях с колумбийскими партизанами из FARC (Революционные Вооруженные Силы Колумбии), единственной группировки на континенте, квалифицируемой Пентагоном как террористическая. Но особые усилия предпринимаются, чтобы реанимировать давнее соглашение между Колумбией и Соединенными Штатами, которое наделяет дипломатическим иммунитетом американские войска, расквартированные на колумбийской земле, а также разрешает размещение в стране 7 американских военных баз, помимо 6 уже расположенных на континенте и фигурирующих в докладе Министерства Обороны.

План 'наведения порядка' в Латинской Америке предполагает политическое и географическое разрушение существующих прогрессивных союзов и освободительных процессов.

В случае Гондураса предпринимается попытка вбить клин с целью разъединения и ослабления потенциальных демократичсеких процессов в Центральной Америке и одновременно создать 'антиповстанческий корридор' из Мексики, Колумбии и Перу, к которому впоследствии могли бы присоединиться другие страны. 'Израилизация' Колумбии, намеревающейся играть ключевую роль в данном корридоре, по всей видимости, направлена на то, чтобы географически изолировать друг от друга Венесэлу, Эквадор и Боливию. Колумбия рассматривается как плацдарм, соединеннный с целым комплексом позиций и объектов, с которых будет разворачиваться деятельность против национально-освободительных и демократических движений с целью их расшатывания, разложения или разгрома в среднесрочной перспективе.

Но помимо этого геополитического корридора, который, к тому же, географически пересекается с районами наиболее богатых месторождений полезных ископаемых континента, можно предположить еще создание более хитроумной оси Майами-Мехико-Богота, в рамках которой предполагается объединить правые силы 'местного розлива', выдвигающие свою собственную, 'латиноамериканскую', модель развития в противовес идеям национально-освободительных сил. Участие кубинских эмигрантов из Майями и их пентагоновских покровителей в гондурасском перевороте стало очевидным, как только участники переворота выступили с антикоммунистическими заявлениями, как будто заимствованными из эпохи 'холодной войны', а также после того как на сцене появились персонажи типа Отто Рейха (Otto Reich).

Все эти факты позволяют сделать вывод о том, что запущен проект повторной колонизации и 'наведения порядка' на всем континенте. С согласия и даже радостного одобрения местных олигархов, с участием ультраправых групп, входящих в некоторые правительства, в Латинской Америке формируется нечто гораздо большее, чем новая версия Израиля, откуда радиус действия следует измерять дальностью полета боевых или разведывательных самолетов без дозаправки; или временем, необходимым для прибытия к поставленным целям, а из Колумбии далеко не до всех дотянешься; или способностью быстрого реагирования на изменение обстановки в главных городах, находящихся вокруг: Кито, Каракасе, Ла Пасе; или экономической безопасностью, которую дает возможность развернуть позиции рядом с нефтяносным районом реки Ориноко, равным по запасам месторождениям Саудовской Аравии, и рядом с Амазонкой, главным открытым источником питьевой воды на континенте, богатым самыми разнообразными биоресурсами на планете, вблизи Бразилии. Добавьте к этому возможность применить с помощью Перу тактику молота и наковальни к любой из вышеупомянутых стран Южной Америки, решившихся бросить вызовой мировой гегемонии.

Если события в Гондурасе и очертили достаточно четко границы демократии внутри капиталистической системы, то все, что так или иначе стоит за ними, например размещение новых баз или иммунитет американского контингента в Колумбии, превратит всю эту страну в зону, арендуемую армией США, что поставит под угрозу суверенное право латиноамериканских народов на самоопределение. Вы только представьте себе: американская база размером с целую страну и в самом сердце Амазонии!

Все заставляет предположить, что действия из этого военного анклава в Южной Америке будут направлены против враждебных или недееспособных государств, которые, в соответствии с новыми нормами, проталкиваемым США, могут быть исторически недееспособными или почти мгновенно стать таковыми в 'результате краха'. Любое стечение обстоятельств может неожиданно превратить некое государство в недееспособное, которое, соответственно, требует иностранного вмешательства. Среди таких обстоятельств могут фигурировать отношения их руководителей с группами, считающимися террористическими (вот чем объясняется настойчивость, с которой президентов Чавеса и Корреа обвиняют в сотрудничестве с повстанческой групппировкой Революционные Вооруженные Силы Колумбии), приграничные конфликты или наркоторговля.

Как только государство будет объявлено недееспособным, интервенция в него может осуществиться из Колумбии, оснащенной всем необходимым для агрессии против соседей.

По всей видимости, поиск новых военных площадок в обозримом будущем (например, в Перу, которое уже взяло на себя обязательства в 2006 году в рамках широкомасштабной операции американских войск на его территории с возможностью использования баз в Чиклайо (Chiclayo) и в долинах рек Апуримак (Apurimac) и Эне (Ene) будет идти параллельно с усилением разведслужб и военной машины в целом в латиноамериканских странах. Также можно предположить, что для доведения того или иного государства до состояния недееспособного будет всячески поощряться дезертирство из рядов вооруженных сил, компрометация или вовлечение в коррупционные связи высокопоставленных чиновников прогрессивных правительств. Будут стимулироваться преступность и наркоторговля в маргинальных районах Каракаса или других городов для ражигания конфликтов и дестабилизации (или установления контроля) над этим регионом, все более выходящим из подчинения.

Всего лишь несколько месяцев спустя после вступления Обамы в должность развеялись посление иллюзии относительно изменений политика США по отношению к Латинской Америке. Схема подчинения достаточно простая и ясная. Как говорил Хосе Марти, США 'наваливаются этой силой на землю нашей Америки'. Эта политика требует совместного и многостороннего ответа. Этот ответ должен быть солидарным, региональным, социальным, простираться от Рио Браво до Патагонии и способствовать независимости наших государств.

За свою пятисотлетнюю борьбу народы стран Латинской Америки накопили достаточный опыт, чтобы пойти сегодня в бой против ограбления, колонизации и диктата любого рода. Сегодня идет борьба за то, чтобы остановить и повернуть вспять милитаризацию и размещение американских войск в Колумбии и любой другой стране нашего континента. Последние 500 лет нашей борьбы не должны пропасть даром!

Нет сейчас более своевременного и правильного лозунга, чем 'Янки, убирайтесь восвояси!'

___________________________________________________________

В Латинской Америке все повторяется? ("Rebelion", Испания)

В Гондурасе Бразилия поджигатель и пожарник ("Ultimo Segundo", Бразилия)

Совбез должен будет обсудить ситуацию в Гондурасе ("Epoca", Бразилия)

Обсудить публикацию на форуме