На берегах Волги разразилась настоящая социальная буря. Российский производитель марки "Лада" 'АвтоВАЗ', 25% которого принадлежит Renault, объявил вчера о сокращении 27 600 рабочих мест. Такое "прореживание" чрезмерно раздутого коллектива (всего 102 000 человек) ожидали еще с начала лета, когда Кремль усилил контроль над оставшимся с советских времен динозавром автомобилестроения.
Падение продаж крупнейшей автокомпании России (24% рынка) составило 44% за первые 8 месяцев 2009 года, что, безусловно, меньше регресса рынка в целом, который достиг 51%. Ожидаемые убытки АвтоВАЗа в этом году - 35 миллиардов рублей. Компания, модельный ряд которой составляют лишь 15 безвкусных автомобилей, еще ни разу не занималась реструктуризацией производства.
В социальном плане все это выльется в 13 000 уходов на пенсию без замещений, 5 000 досрочных уходов на пенсию и 9 100 увольнений. Сокращения последовали за начавшейся в июне "чисткой" в высшем руководстве компании. 'АвтоВАЗ' вдвое уменьшил количество заместителей директоров и сократил число задействованных иностранных специалистов. Генеральный директор Ян Винсен (Yann Vincent) ушел из Renault в Alstom. Его должность занял Игорь Комаров, назначенный несколько недель спустя на пост президента 'АвтоВАЗа'. Ранее Комаров работал в госкорпорации "Ростехнологии", которой управляет близкий к Владимиру Путину человек (сам же премьер-министр контролирует 25% капитала этой структуры).
"Российские управляющие АвтоВАЗа и его субподрядчики абсолютно некомпетентны и уже много лет занимаются лишь сколачиванием собственных состояний", рассказал le Figaro несколько месяцев назад источник в Кремле, хорошо осведомленный о ситуации в Тольятти. "АвтоВАЗ" - это государство в государстве, со своей мафией и масштабной коррупцией", подтверждает работавший в российской компании сотрудник Renault.
"Наведение порядка"
В прошлом году, как раз перед вхождением французской компании в капитал российского производителя, в Тольятти был убит директор по закупкам 'АвтоВАЗа'. Президент Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) уже несколько раз говорил с Владимиром Путиным и указывал на необходимость "навести порядок ", отказавшись в частности от поставщиков, методы работы которых почти не изменились с советских времен. Для волжского города Тольятти, переименованного в 1964 году в честь одного из основателей коммунистической партии Италии, любые увольнения это настоящая катастрофа. Благополучие всего города основано на процветании автозавода, поэтому оно становится особенно уязвимым в период кризиса.
Российский авторынок сейчас парализован, но западные компании не оставляют надежд на послекризисное эльдорадо. "Россия остается нашим приоритетом", - заявил на днях Карлос Гон. Renault дал "зеленый свет" строительству в Тольятти новой сборочной линии, которая с 2012 года сможет вновь дать работу 6 000 человек.
____________________________________________________________
Партнер Renault заявил о сокращении 5 000 рабочих мест ("Les Echos", Франция)
ИноВидео: Российский автопром страдает от резкого падения спроса ("Al Jazeera", Арабская пресса)
Тольятти - нержавеющий город-завод ("Le Telegramme", Франция)