МОСКВА. Соединенные Штаты только что пошли на крупные уступки российскому президенту Дмитрию Медведеву в области важнейших международных приоритетов. Но в его речи на Генеральной Ассамблее ООН, а также во время его краткой встречи с глазу на глаз с Бараком Обамой в среду признаки ответной реакции просматривались с трудом.
На самом деле, вообще трудно понять, чем вчерашние слова и действия Медведева в Нью-Йорке могли отличаться от его позиции в том случае, если бы Соединенные Штаты настояли на реализации своей программы ПРО в Восточной Европе, или если бы вопрос о расширении НАТО на постсоветском пространстве по-прежнему стоял на повестке. Систему ПРО и планы расширения НАТО положили на полку (по-видимому). На прошлой неделе новый генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) призвал начать новую эру сотрудничества западного военного альянса с Россией, что, очевидно, прозвучало как приятная музыка для Москвы.
Но хотя Медведев мало что сделал в плане новых уступок в обмен на эти дипломатические достижения, аналитики говорят, что основа для более тесного сотрудничества между Россией и США все же была заложена. Медведев приветствовал изменение позиции по ПРО, назвав это "конструктивным шагом в правильном направлении". Он также намекнул, что Россия может оказаться более сговорчивой в вопросе ужесточения санкций против Ирана.
Надо сказать, что российские официальные лица на этой неделе немного испортили общую картину своими недовольными замечаниями. Один дипломат заявил, что отказ Вашингтона от запланированной к размещению в Польше и Чехии системы противоракетной обороны не является подлинной уступкой Москве, а только лишний раз свидетельствует о том, что Соединенные Штаты не понимают Россию.
"Это показывает нам, что Соединенные Штаты остаются весьма трудным партнером по переговорам, который во многом отягощен менталитетом "холодной войны", - заявил на этой неделе журналистам постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, - поступая так, они в наших глазах подрывают ценность этого решения".
Позиции России меняются
Тем не менее, некоторые российские эксперты утверждают, что хотя никаких драматических перемен в американо-российских отношениях не наблюдается, определенные изменения все же постепенно происходят. Они заявляют, что сейчас возникают новые практические возможности, которые могут привести к изменению позиций.
"Надо смотреть на долгосрочную перспективу, а не думать одержимо о мелких ссорах, которые происходят ежедневно", - говорит заместитель директора государственного Института США и Канады Виктор Кременюк, регулярно участвующий в работе группы экспертов, которая на протяжении двух последних лет спокойно пытается проложить путь к стратегическому партнерству двух стран. Возглавляют ее бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и экс-премьер России Евгений Примаков.
"Мы видим большой и опасный разрыв между потенциалом сотрудничества Москвы и Вашингтона и реальностью, - заявляет он, - проблема состоит в том, чтобы преодолеть этот разрыв, чтобы действовать совместно, таким образом, чтобы шло наращивание взаимного доверия и улучшалась общая атмосфера".
Так, у России и США есть разногласия в оценке угрозы, которую иранский ядерный проект создает для мира. Однако они признают необходимость укрепления режима ядерного нераспространения, позволяющего государствам получать доступ к гражданским атомным технологиям, но блокирующего любые попытки создания ядерного оружия.
Российские эксперты заявляют, что Медведев и Обама как никогда близки к выработке общих подходов, и что Россия сегодня, наверное, впервые готова поддержать жесткую программу санкций против Ирана, если он не согласится на выдвинутые условия.
"Видимо, сейчас у нас есть возможность отыскать компромисс, - говорит заместитель руководителя Госдумы России по международным делам Андрей Климов, - в конце концов, Россия не хочет, чтобы вблизи наших границ появлялись новые страны с ядерным оружием и баллистическими ракетами. Но нам тоже надо отстаивать наши национальные интересы; мы не собираемся просто быть пешками в чьей-то игре".
Кремль давно и решительно выступает против плана противоракетной обороны Джорджа Буша. Главный довод Москвы заключается в том, что когда-нибудь система ПРО может создать угрозу стареющим ядерным силам сдерживания России. Но сегодня, когда Обама перенес основное внимание на оперативно-тактические средства противоракетной обороны, которые будут нацелены на конкретные центры угроз, такие как Иран и Северная Корея, картина в корне меняется.
Общие угрозы
"Теперь мы можем проводить совместную оценку угроз и объединять наши ресурсы для противодействия этим потенциальным угрозам, - говорит эксперт из московского аналитического Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, - если мы не видим в этом проблему стратегического характера, то это уже большое отличие. Россия может внести большой вклад в совместную защиту от ракетных пусков стран-изгоев: у нас есть технологии, огромная территория и прочие ресурсы, которые мы можем предложить".
Что касается Афганистана, то Россия уже сняла свои возражения против размещения военно-воздушной базы США в киргизском Манасе. Она также создала транспортный коридор через бывшую советскую территорию для снабжения группировки НАТО. Москва также думает о более активном участии в решении проблем этой неспокойной азиатской страны, которую она в 80-е годы оккупировала на несколько лет, хотя и безуспешно.
"Россия и ее союзники в этом регионе могут сделать гораздо больше, чтобы помочь НАТО в проведении операций в Афганистане, за исключением отправки туда своих войск. И для этого сейчас гораздо больше возможностей, - говорит Суслов, - такого рода сотрудничество является также мощным фактором укрепления доверия".
Поскольку вопрос о противоракетной обороне на время снят с повестки, вполне вероятно, что Соединенные Штаты и Россия смогут окончательно согласовать новый договор по сокращению стратегических вооружений, который придет на смену договору СНВ, так как у него срок действия заканчивается в декабре.
"Работа : идет неплохо, - сказал в среду Медведев журналистам, - тот старт, который был дан, позволяет надеяться на то, что наши команды справятся с поставленными задачами, и в те сроки, которые были обозначены, мы получим новый документ".
Если реальное сотрудничество можно начать лишь в некоторых практических областях, то в целом прогноз в отношении американо-российских отношений может измениться, перейдя из категории "облачно" в категорию "солнечно", говорит Кременюк.
"Есть реальный шанс изменить такую парадигму, но для этого необходимо заглянуть за рамки временных ссор и основываться на том фундаменте, где есть точки соприкосновения, - отмечает он, - конечно, существуют долговременные разногласия, но дефицита возможностей для сотрудничества нет".
___________________________________________________________
Разбирая последствия решения Обамы ("The New York Times", США)
Расшифровывая Барака Обаму ("Kyiv Post", Украина)