Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Опасна ли Россия?

Цель внешней политики России - финляндизация Центральной Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия под руководством Владимира Путина пытается усмирить свободную внешнюю политику стран Центральной Европы, не обращая внимание на то, что мы являемся частью Евросоюза и Североатлантического альянса.

Страна на перепутье

Россия под руководством Владимира Путина пытается усмирить свободную внешнюю политику стран Центральной Европы, не обращая внимание на то, что мы являемся частью Евросоюза и Североатлантического альянса.

Цель этих действий - так называемая финляндизация, это способ сосуществования, который Россия после Второй мировой войны применила по отношению к Финляндии. Формально эта страна была демократической, но в своей внешней и внутренней политике она должна была учитывать российские интересы, как Чехословакия в 1945-1948 годах. Наибольшее влияние русские оказывали на внешнюю политику Финляндии, они могли наложить вето и на некоторые решения местного правительства, под их контролем отчасти были и средства массовой информации и издательства, так что, например, о публикации книг советского диссидента Солженицына не могло быть и речи.

Для России страны Центральной Европы остаются неудобными из-за того, что они критикуют военные действия в 'ближнем зарубежье' и, будучи членами Евросоюза, порой сомневаются в том, что Москве можно доверять. Путин и его коллеги для достижения своих целей пытаются использовать энергетическую политику. Существенная проблема, как отмечает Д. Шрамек (статья 'Русский медведь на чешских газовых кранах'), заключается в том, что российские энергетические предприятия прямо или косвенно принадлежат государству, и их действия часто определяются политическими мотивами.

В оценке действий Кремля аналитики, по сути, представляют две группы. Одни акцентируют внимание на имперском поведении современной России, другие говорят о защитной реакции страны, чью территорию постепенно окружают американские военные базы, и никого не интересует ее интеграция в экономические и военные структуры Запада.

Похоже, что даже Россия точно не знает, чего она хочет на самом деле. С одной стороны, Кремль продолжает вести самостоятельную державную игру и не отказывается от своих имперских амбиций, с другой стороны, Москва понимает, что без сотрудничества с Западом российская экономика не сможет нормально развиваться. Перед Россией вот уже в которой раз стоит вопрос: является она частью Европы или Азии.

И хотя можно понять мотивы России, считать эту страну союзником нельзя, как и пишет господин Шлехта. Союзник - это тот, кто живет согласно нашим ценностям либерального общества (США, страны ЕС) или хотя бы в своей внешней политике не проталкивает интересы, которые противоречат интересам Запада (Египет).

Россия является самостоятельной единицей в многополярном мире так же, как и Китай. Где-то она может быть союзником, где-то - противником. Поэтому Западу лучше сохранять равновесие сил. А Чешская Республика не может себе позволить быть зависимой от российских поставок нефти и газа и растерять свои стратегические энергетические предприятия.

Слава как аргумент

Знаток России Ричард Пайпс (Richard Pipes) недавно написал в газете The Wall Street Journal, что русские сожалеют о распаде Советского союза и даже вспоминают эру Сталина. Этот историк обращает внимание еще на несколько интересных особенностей: Россия никогда не играла в экономику. Русский медведь тем и отличается, что его больше интересуют соседние государства, а не собственные дела и проблемы.

Таким образом, невозможно, чтобы Москва не хотела хотя бы минимального возвращения к прошлому. История уже не раз показала, что подобные возвраты в прошлое в головах главных политиков государств вдохновляют. Былая слава становится хорошим политическим аргументом.

Мы не должны бояться возвращения Советского Союза. Но нам не следует упускать из виду незаметную и ненавязчивую попытку России проникнуть в страны, которые она до сих пор считает сферой своего влияния. Здесь уместен вопрос: а была бы реакция Москвы настолько категоричной, если бы американский радар хотели поставить, например, в Швейцарии?

Я соглашусь с мнениям журналиста Павла Шафра, что мир после падения 'железного' занавеса - это мир хаоса, и США пытаются бороться с этим. И на их отчаянную и часто бестактную попытку нам стоит смотреть именно с этой точки зрения.

Обсудить публикацию на форуме

_______________________________________________________

Русский медведь на чешских газовых кранах ("Reflex", Чехия)

Россия проверяет, боится ли ее Чехия - Гавел ("Официальный сайт Вацлава Гавела", Чехия)