Слушания по судебному иску на 800 миллионов долларов, выдвинутому ОАО 'Совкомфлот' против бывших менеджеров компании и их сообщников, начались в Лондоне 30 сентября. Иск уже получил название 'дело Fiona Trust', и является одним из крупнейших коммерческих судебных исков последних лет. Ожидается, что слушания по делу продлятся полгода, до Пасхи.
Как утверждается, бывшие чиновники компании были связаны с мошенническими сделками с судами-новостройками, чартерными контрактами и соглашениями об обратном лизинге.
Главный барристер со стороны российского танкерного гиганта, Эндрю Попплуэлл (Andrew Popplewell), открыл слушания по делу под председательством судьи Эндрю Смита (Andrew Smith), которые состоятся в одном из самых больших и современных лондонских залов судебных заседаний.
Гражданское дело, открытое в связи с обвинениями в крупномасштабном мошенничестве, взяточничестве и коррупции, уже называют крупнейшим делом десятилетия, если не века, в области судоходства.
Слушания по этому делу, где ставки так высоки, и объем которого составляет почти 100 000 страниц, с участием около 30 свидетелей, будут продолжаться в течение шесть месяцев, а судебные расходы составят многие миллионы фунтов стерлингов.
Совкомфлот заявляет, что в период с 2001 по 2004 годы компания понесла огромные убытки, к настоящему моменту составляющие почти 800 миллионов долларов, в результате мошеннических действий бывшего российского нефтяного трейдера Юрия Никитина в сговоре с бывшими топ-менеджерами Совкомфлота - Дмитрием Скаргой, Юрием Приваловым и другими.
Эти факты стали известны в 2005 году - после того, как руководителем компании был назначен Сергей Франк, начавший ее реструктуризацию в целях возможного размещения акций на фондовом рынке. К рассмотрению этого вопроса вернулись вновь на этой неделе.
Дело включает в себя два главных иска. Один был предъявлен в 2005 дочерней компанией Совкомфлота - 'Фиона траст энд холдинг корпорейшн', а второй выдвинут в 2007 году компанией 'Интриг шиппинг' и другими дочерними компаниями Новошипа, который сейчас входит в группу компаний ОАО 'Совкомфлот' (СКФ). По иску 'Фионы траст' проходит 29 ответчиков, по иску 'Интриг' - девять.
В феврале этого года Совкомфлот предъявил еще один иск к Скарге, Никитину и другим в связи со сделками с брокерской компанией 'Норстар', касающимися новостроек с верфи 'Цунеиши' и танкеров-продуктовозов. Это дело будет рассматриваться параллельно с другими исками.
По основному делу 'Фионы' Совкомфлот заявляет, что после того, как Скарга был назначен генеральным директором, он и Никитин вступили в сговор с целью нанести ущерб компании посредством мошенничества с помощью сложных и крупномасштабных операций по продаже и обратному лизингу, а также по судам-новостройкам, тайм-чартерам, получению комиссий и финансовым сделкам.
Группа СКФ заявляет, что сделки 'причинили серьезный ущерб интересам Совкомфлота и ее дочерних компаний и, соответственно, проводились в пользу Никитина и его компаний'.
Совкомфлот также утверждает, что миллионы долларов были выплачены Никитиным (о чем был осведомлен Скарга) в качестве взяток Привалову и Игорю Борисенко, в то время занимавшему должность первого заместителя генерального директора и главного финансового директора.
Привалов и Борисенко признают, что брали взятки, и предстанут в качестве свидетелей со стороны Совкомфлота. Судовладелец также утверждает, что Скарга получал взятки и иные коррупционные доходы.
Никитин внес залог в 225 миллионов долларов США в качестве обеспечения исков в 2005 году без признания ответственности. В мае 2007 года по судебному приказу было заморожено еще 377 миллионов долларов из его средств и 112 миллионов долларов из средств Скарги. Никитин и Скарга отвергают все обвинения Совкомфлота в сговоре и мошеннических действиях.
В то же время в иске 'Интриг шиппинг' утверждается, что Никитин аналогичным образов вступил в сговор с бывшим генеральным директором Новошипа Тагиром Измайловым и другими лицами. Они отвергают все предъявленные им обвинения.
За последние 18 месяцев Совкомфлот урегулировал во внесудебном порядке соответствующие иски против лондонского судового брокера Clarksons, их брокера Ричарда Гейла и конкурирующего брокера Galbraith в связи с обвинениями в мошеннических действиях.
Clarksons выплатила 55 миллионов долларов, и их исполнительный директор Ричард Фулфорд-Смит (Richard Fulford-Smith) подал в отставку, и, как было заявлено, компания Galbraith выплатила 3 миллиона долларов и выплатит еще 3 миллиона долларов позднее. Тем не менее, Clarksons была вновь втянута в основной процесс Никитиным, который выдвинул так называемый встречный иск 'Часть 20' на сумму 5.2 млн. долларов США против брокера, заявив, что ему причитается комиссия, которую Clarksons уже вернула российским судоходным компаниям.
'После подробных и продолжительных консультаций с юристами и тщательного изучения свидетельских показаний совет директоров считает, что ни под одним из этих обвинений нет никаких оснований, и что заявитель не добьется успеха', - заявили недавно представители компании Clarksons.
По иронии судьбы, главным свидетелем, вызываемым компанией Clarksons, является бывший начальник ее отдела строительства новых судов - Ник Вуд (Nick Wood), который в настоящее время работает у Фулфорд-Смита в новом лондонском департаменте эксплуатации компании RS Platou.
Судебный процесс будет проходить в соответствии с правилами об упрощении и ускорении судебных разбирательств, введенными недавно в Великобритании.
Российская компания, переименованная в настоящее время в СКФ Групп, заявляет, что так упорно продолжает развивать судебный процесс по двум основным причинам: в связи со своими фидуциарными обязанностями в отношении акционеров и принципами добросовестного корпоративного управления. Совкомфлот также считает, что обязан попытаться восполнить все убытки, понесенные акционерами компании, принадлежащей государству, то есть в конечном итоге - гражданам Российской Федерации.
Кроме того, Группа СКФ заявляет, что новое руководство, назначенное пять лет назад, в четвертом квартале 2004 года, обязано предпринять данные действия в связи со своей приверженностью принципам добросовестного корпоративного управления и практике прозрачного ведения бизнеса.
Совкомфлот считает, что это особенно важно в контексте планов размещения в соответствующее время части акций компании на открытом рынке.