Мирная эпоха становится все более и более хрупкой. Новое предупреждение об этом пришло из Центра международного развития и управления конфликтами (Center for International Development and Conflict Management) университета штата Мэриленд. Ранее этот центр отмечал резкое сокращение военных конфликтов в период после окончания холодной войны, а низшая точка была достигнута в 2004 году - 20 конфликтов. На следующий год количество конфликтов увеличилось до 27, и с того момента оно оставалось стабильным, однако, как указывается в прогнозе центра на 2010 год, есть очень тревожные индикаторы относительно будущего. Все 26 конфликтов, происходящих в настоящее время - от Афганистана до Конго, - являются либо новыми, либо это продолжение прежних гражданских войн, что свидетельствует о том, что глобальная субкультура насильственного развала государств все более укореняется. А уязвимость 25 государств, в которых вероятнее всего в ближайшем будущем разгорятся конфликты, возросла за последние два года, если оценивать факторы, давно ассоциируемые с войной, - такие как нестабильные правительства и враждебное отношение к свободной торговле.
Главная причина этого роста - незавершенный марш демократии. Государства, начинающие строить демократическую систему, исключительно неустойчивы в первые годы, как это было доказано в Кении, которая стремительно продвинулась в прошлом году от голосования на выборах к кровавым столкновениям на этнической почве. Вот перечень тех новых демократий, которые в большой степени рискуют повторить кенийский опыт: Конго, Бурунди, Мавритания, Гвинея-Биссау, Непал и Кыргызстан. Еще одна причина - это неспокойный сосед: так, в Бурунди риски возрастают из-за того, что в Конго идет война.
Как указано в докладе, одно из возможных решений в этой ситуации состоит в том, чтобы другими способами обеспечить укрепление стабильности молодых демократий. Наиболее значительное понижение риска возникновения войны было отмечено в Ираке, где еще неоперившаяся демократия, тем не менее, смогла добиться успехов в снижении других факторов риска, преимущественно в области экономического развития и предупреждения детской смертности. В наиболее уязвимом положении продолжает оставаться Афганистан, где демократия ничего не сделала для улучшения жизни людей, что фактически означает продолжение войны.
Другой ответ состоит в том, что мировое сообщество должно предпринимать больше усилий для стабилизации государств, пытающихся успокоить ситуацию после прекращения боевых действий. Это сработало в Сербии, где предпринятые меры, направленные на то, чтобы включить Балканы в Европу, понизили риск возникновения войны. И действительно, настоятельная необходимость работы, направленной на ослабление напряженности в постконфликтных обществах наглядно демонстрируется тем, что там не происходит: в этих обществах не возникают новые войны и нет военных конфликтов между государствами. Только старые гражданские войны готовы вновь и вновь вспыхнуть. Можно еще и еще раз повторить - бедствующий класс несостоявшихся государств - это единственный класс воюющих государств.