Вердикт, содержащийся в давно ожидаемом докладе ЕС о российско-грузинской войне, оказался неоднозначным, однако его выводы таковы, что Грузия, по меньшей мере, несет такую же ответственность как и Россия и, скорее всего, даже большую. В частности, в докладе делается вывод о том, что война началась с нападения Грузии, и это было нарушением международного права. Вместе с тем, в нем также отмечается, что этому нападению предшествовали длившиеся в течение нескольких месяцев провокации с российской стороны, а предпринятые Москвой в ответ на это действия ставят ее также на сторону нарушителей международного права.
Это не то же самое, что одной стороне шесть, а другой - полдюжины, скорее - семь пунктов обвинения в адрес Грузии и пять в адрес России. Если принимать во внимание тот факт, что Грузия с самого начала получила значительно большую часть симпатий в мире и воспринималась большинством как пострадавшая сторона, то этот доклад представляет собой однозначную моральную и информационную победу России. Кто начал войну? - вот вопрос, который Москва хотела задать прежде всего, и на этот вопрос был дан такой ответ, который в определенной мере оправдывает действия Москвы.
Что касается более конкретного аспектов, то и здесь в докладе вещи названы своими именами. Есть вопрос, отмечается в докладе, относительно того, был ли оправдан с точки зрения международного права обстрел Грузией Цхинвали (столица южно-осетинского анклава). На это следует категоричный ответ; 'Нет, не был оправдан'. Именно такого заключения больше года добивалась Россия, и она, естественно, теперь за это ухватилась.
Уже в течение нескольких недель было понятно, что грузинские лидеры по результатам этого расследования не будут выглядеть белыми и пушистыми. Дипломаты этой страны предприняли летом значительные усилия для того, чтобы минимизировать ущерб. Их кампания достигла пика вчера, когда грузины обращали внимание на большое количество других выводов, но игнорировали один - 'Кто начал войну?', а этот вопрос Россия всегда рассматривала как ключевой.
Доклад осуждает Россию не столько за предпринятые меры по защите своих союзников в Южной Осетии, сколько за продолжавшиеся в течение длительного времени провокации, а также за то, что было оценено как применение избыточной силы. В докладе отмечаются 'продолжавшиеся разрушения', последовавшие за прекращением огня, которые, как сказано в докладе, 'ни коей мере не были оправданы'. Другими словами, жестокий ответ России ставит под сомнение, хотя и не полностью, тот факт, что правда изначально была на стороне России.
Россия и Грузия могут найти для себя оправдания в этом докладе, в этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы - это то, что каждое из правительств может что-то предложить своим гражданам, и у него нет оснований не соглашаться со сделанными выводами. Минусы в том, что каждая из сторон может не брать на себя ответственность и одновременно найти достаточно оснований для взаимных обвинений. Все это слишком предсказуемо, и война слов возобновилась. К чести ЕС - как посредника после войны и спонсора данного доклада - следует сказать, что в настоящее время нет признаков враждебных военных действий.
Не только две враждующие стороны должны обратить внимание на выводы, содержащиеся в этом докладе. Как только война началась, британское правительство и некоторые другие страны Запада сразу бросились обвинять Россию, называя ее злодеем, и одновременно превозносить Грузию как невинную жертву, которую наказывают за ее западную ориентацию. Это был стереотипный ответ, оснований для которого было недостаточно, и это дает России новый повод для того, чтобы обидеться на Запад.
Сентябрь был неплохим месяцем с точки зрения российских отношений с внешним миром. Во-первых, президент Обама (Obama) объявил о том, что он отказывается от планов размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Затем доклад ЕС снял с нее обвинение в развязывании войны с Грузией. Сейчас эти два больших препятствия убраны с пути, и, возможно, Россия теперь не будет просто шумно ликовать, а начнет демонстрировать миру свое более дружелюбное лицо.