Во вторник на западном фланге постсоветского пространства закончились самые крупные за последние 25 лет российско-белорусские оперативно-стратегические учения, проходившие в течение почти трех недель.
В присутствии президентов России и Белоруссии, Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, на полигоне Обуз-Лесновский, расположенном в окрестностях Бреста (Белоруссия), отборные части обеих армий провели отработку совместных действий по ликвидации 'предполагаемого противника'.
Начиная с 8 сентября, в различных фазах учений, носивших, согласно заявлениям сторон, 'сугубо оборонительный характер', приняли участие около 12,5 тысячи военнослужащих, 200 единиц боевой техники, 40 самолетов и около ста боевых вертолетов.
Как бы странно это ни выглядело, время проведениия учений совпало с периодом охлаждения отношений между двумя славянскими государствами из-за взаимных претензий и разногласий.
Совещание, которое главы обоих государств провели месяц назад в российском курортном городе Сочи, рапсоложенном на черноморском побережье, лишь выявило разногласия, которые и на этот раз, согласно имеющейся информации, не удалось разрешить.
Формально эти две страны являются союзниками, однако чуть больше года
тому назад, когда Кремль стал использовать поставки энергоресурсов в качестве инструмента давления на Минск, в их отношениях появились первые трещины. До настоящего момента Минск не сдается и отказывается идти на экономические и политические уступки, которые требует от нее Москва в обмен на поставки газа по 'разумным', то есть дотационным, ценам.
В прессу просочились сведения о том, что Лукашенко отказался передать под контроль российских компаний газопроводы, проходящие по территории Белоруссии, а также признать независимость Абхазии и Южной Осетии, сепаратистских республик, вышедших из состава Грузии и поддерживаемых Россией.
Это вызвало в Москве сильное неудовольствие, неожиданно наложившей запрет (к настоящему моменту снятый) на импорт всех белорусских молочных продуктов (являющихся важной статьей доходов бюджета этой страны) под предлогом нарушения российских санитарных норм. Белорусская печать назвала это абсурдной 'молочной войной'.
Напряженность еще более усилилась, когда в этом году Москва отложила предоставление Минску уже согласованного кредита на 500 миллионов долларов. В ответ Минск отказался подписать соглашение о создании сил быстрого реагирования Организации Договора о Коллективной Безопасности (в нее входят несколько бывших советских республик), председательство в которой на очередной срок Белоруссия так и не приняла с июня этого года.
Вследствие этого не вызывает удивления тот факт, что не продвигается вопрос создания совместной системы противовоздушной обороны России и Белоруссии, о которой было громогласно заявлено в феврале нынешнего года. Лукашенко, между тем, занялся поисками внешеполитических альтернатив и ищет сближения с Евросоюзом, который, судя по всему, уже не считает белорусский режим столь авторитарным.