Президент Украины Виктор Ющенко, чьи нынешние отношения с премьер-министром Юлией Тимошенко оставляют желать много лучшего, рассчитывает на победу на президентских выборах 17 января.
LE FIGARO. - Каким образом вы намереваетесь победить, если ваш рейтинг сейчас крайне низок?
Виктор ЮЩЕНКО. - Я выиграю. За три месяца мой рейтинг вырос втрое. Моя программа проста: восстановить уважение к Украине и ее независимость с помощью интеграции в Европу. И она не направлена против кого бы то ни было. Что же касается России, надеюсь, что развитие наших отношений с ней будет позитивным. Я лишь хочу добиться должного отношения к суверенитету Украины.
- Какие изменения принесет избрание Юлии Тимошенко?
- На Западе политическую ситуацию на Украине слишком часто сводят к противостоянию двух человек. На самом деле речь идет о конфликте двух идеологий. Целью Тимошенко является объединение с Партией регионов, что позволит ей управлять Украиной в течение пятнадцати лет, претворяя в жизнь пророссийскую политику. А это приведет к отступлению от принципов демократии.
- Признаете ли вы "легитимные права" России в этом регионе?
- Нет. Украина - это суверенное государство, которое не потерпит над собой никакого господства. В этом заключается основная проблема наших отношений. 350 лет мы были колонией Российской империи, но сегодня мы независимы. Ненормально и то, что за восемнадцать лет нашей независимости так и не были окончательно определены границы. Признают ли там нашу территориальную целостность, если парламент России называет Севастополь русским городом? Присутствие Черноморского флота на Украине противоречит нашей Конституции, которая запрещает нахождение сил иностранного государства на территории страны. Вот почему российский флот должен покинуть Севастополь не позднее 17 мая 2017 года.
- Ожидаете ли вы проблемы с Россией в этом вопросе?
- Если Россия будет соблюдать свои международные обязательства, у нас будут хорошие отношения. Но если мы увидим новые интриги и идеологические войны, все будет по-другому. За два года положительное отношение украинцев к России выросло с 88% до 93%, в то время как недоверие россиян к Украине увеличилось с 33% до 56%. Эти цифры отражают мнение правительств двух стран и распространяемую ими идеологию.
- Каковы последствия войны в Грузии для Украины?
- Когда европейская страна теряет свою территориальную целостность, это ставит под вопрос западные идеалы демократии и свободы. Чем дальше на восток продвинется европейский защитный периметр, тем будет лучше для Европы. Украина не забыла уроков XX века. Мы шесть раз провозглашали сою независимость и пять раз ее теряли. Вот почему мы хотим войти в защитное пространство Европы на тех же основаниях, что и страны Балтии, Румыния, Болгария, Польша и Чехия. Все обретшие свободу государства сделали выбор в пользу панъевропейской системы обороны. Альтернативы здесь нет.
- Почему же большинство Украинцев отрицательно относятся к вступлению в НАТО?
- До того, как Испания присоединилась к НАТО, испанцы были против. Мы прожили семьдесят лет под влиянием лжи. Нам внушали, что наши враги находятся на западе и что они создали военный блок, чтобы воевать с нами. За четыре года количество голосов в пользу НАТО выросло на Украине с 14% до 33%. И сторонников вступления больше, чем противников. Когда этот вопрос будет в повестке дня, мы утроим референдум. Как украинца, меня оскорбляет то, что Запад недоволен нашим общественным мнением.
- Как вы расцениваете позицию Франции в вопросе расширения НАТО?
- Надеюсь, что наши европейские партнеры займут четкую и внятную позицию. Нужно покончить с политикой разделения Европы. Это вопрос политической воли.
- Как вы расцениваете отношения с Европейским союзом?
- За четыре года мы добились значительных успехов. Хотелось бы, чтобы до конца председательства Швеции был подписан договор о сотрудничестве, содержащий очень важный для нас пункт о свободной торговле. Проблема заключается в том, что значительная часть скептицизма относительно будущего единой Европы исходит сейчас из самого ЕС. Но я убежден, что Украина однажды станет членом европейского союза.
- Может ли этому помочь ратификация лиссабонского договора?
- Да. Это поможет стабилизировать отношения внутри ЕС, который сейчас слишком занят решением своих внутренних проблем, чтобы думать о расширении.
- Почему вы потеряли доверие своих сторонников времен "оранжевой революции"?
- Мы объединились, чтобы бороться с существующей властью, но затем нас разделила кампания, начатая Юлией Тимошенко. Не стоит забывать, что за первые два с половиной года своего президентства я перенес двадцать шесть операций. Кроме того, я считаю, что моя миссия президента обязывает меня поднимать вопросы, от которых зависит будущее нации, такие как вступление в НАТО или защита украинского языка. А это не приносит политической выгоды в ближайшем будущем.
- Нужно ли опасаться нового газового кризиса этой зимой?
- Как обычно, этот вопрос совершенно точно не удастся уладить до 31 декабря. Тариф на транзит российского газа не меняется уже четыре года, тогда как цены на газ выросли в 3,5 раза. Я уверяю вас, что Украина не несет ответственности за срыв поставок российского газа в январе этого года. Мы стремимся к обеспечению стабильности поставок в страны Европы.