Главный ядерный инспектор ООН Мохамед Эль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) заявил 30 сентября, что он не увидел 'никаких конкретных доказательств' разработки Ираном ядерного оружия, опровергнув тем самым утверждения британской разведки, что развитие военной ядерной программы продолжалось не менее четырех лет.
Взаимные обвинения прозвучали накануне решающей встречи представителей шести мировых держав с иранской делегацией по поводу ядерных амбиций Тегерана, которая проходит в Женеве.
Иран настаивает, что его ядерная программа имеет мирные цели, и что в строительстве рядом с городом Кум (Qom) завода по обогащению урана, о существовании которого было объявлено на прошлой неделе, нет ничего незаконного. Представители иранской стороны заявляют, что они должны были уведомить Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не ранее чем за шесть месяцев до заполнения центрифуг урановым газом.
Однако уходящий в отставку генеральный директор МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадеи выразил сегодня свое несогласие, заявив, что Иран был обязан уведомить агентство 'в тот день, когда было принято решение о строительстве завода'. По его словам, иранское правительство 'на неверной стороне закона'.
В то же время, Эль-Барадеи опроверг обвинения британской разведки в том, что Иран возобновил свою ядерную военную программу, по меньшей мере, четыре года назад. Озвучив подобные обвинения, Великобритания выразила несогласие с официальной позицией американской разведки, утверждающей, что работы Ирана по созданию ядерной боеголовки вероятнее всего остановились в 2003 году. Британцы полагает, что если даже опубликованные в 'Аналитических оценках разведывательных служб' США (US National Intelligence Estimate) сведения о прекращении работ соответствуют действительности, программа была возобновлена в конце 2004 или начале 2005 года.
С момента публикации вышеназванного документа (в 2007 году), представители британской стороны неофициально выражали сомнения в достоверности изложенной в нем информации. Однако сейчас они впервые сделали развернутые заявления касательно иранской военной программы.
В этом году федеральная разведывательная служба Германии (БНД) предоставила собранные в рамках уголовного расследования доказательства, подтверждающие, что работы по созданию оружия в Иране продолжались после 2003 года. Утечка внутренних документов МАГАТЭ сделала достоянием общественности предположения, что Иран имеет 'достаточно информации' для создания бомбы, и что он, 'вероятно, провел испытания' инициирующего заряда взрывчатого вещества ядерной боеголовки.
Эль-Барадеи с негодованием опроверг обвинения Израиля, Франции и США в замалчивании данных из внутреннего доклада МАГАТЭ, заявив, что вся актуальная и подтвержденная информация была предоставлена государствам-участникам.
Завтрашние переговоры пройдут в уединенном особняке на окраине Женевы. Иранскую делегацию возглавит главный иранский переговорщика по ядерной тематике Саид Джалили (Saeed Jalili), прочитавший во время прошлогодней встречи в Швейцарии лекцию о новейшей истории Ирана и мировом балансе сил, которая продолжалась более двух часов.
Несмотря на пять резолюций Совета Безопасности ООН, призывающих Иран прекратить обогащение урана, представители иранской стороны продолжают настаивать, что его ядерная программа не является предметом дальнейших обсуждений. Западные переговорщики сообщают, что будут добиваться назначения конкретной даты инспекции уранового завода около города Кум представителями МАГАТЭ, а также требовать от иранского правительства дальнейших конкретных шагов по возрождению уверенности международного сообщества в мирном предназначении ядерной программы Ирана. Если по данным вопросам не будет достигнуто договоренности, начнутся многосторонние переговоры о введении дальнейших санкций.
Сегодня Кремль заявил, что позиция России в отношении санкций будет зависеть от готовности Ирана сотрудничать с МАГАТЭ. Однако ожидается, что запретительные меры в отношении энергетического сектора Ирана, нашедшие поддержку в лице США, Великобритании и Франции, встретят сопротивлении России и Китая.