Все это можно было увидеть на экране телевизора. Это не могло не быть правдой. Российские танки с грохотом продвигаются по всей территории Грузии. Возрождающаяся Россия, униженная утратой империи и распухшая от нефтяных доходов, вновь вернулась к своей политике запугивания советского стиля. Уже давно Россия заявляет о своем праве на создание 'привилегированной' зоны интересов в своем ближнем зарубежье, и вот здесь она и подтверждает свои привилегии, подвергая яростным атакам Гори.
Однако истина, или нечто к ней приближающееся, как это утверждается в докладе ЕС, немного отличается от этого. В докладе говорится о том, что Грузия открыла огонь первой в той войне, которая продолжалась пять дней в августе прошлого года в Южной Осетии. По мнению его составителей, нет данных, способных подтвердить, что российские танковые колонны пересекли границу анклава первыми. В докладе также сказано, что действия Грузии были незаконными с точки зрения международного права.
Работавшая над докладом группа экспертов также не пощадила в своих выводах ни Москву, ни Южную Осетию. Россия сыграла свою роль - в течение долгого времени она наращивала свое военное присутствие, она не смогла доказать, что вторгнувшиеся грузинские войска проводили геноцид, и, кроме того, она захватила еще одну часть грузинской территории в Абхазии - другом спорном сепаратистском регионе. Ополченцы Южной Осетии несут ответственность на этнические чистки в грузинских деревнях по обе стороны от линии фронта.
Все то, о чем свидетельствуют 1 000 страниц этого доклада, содержащие анализ, свидетельские показания и документы, - это трагедия, ответственность за которую несет не только одна страна. Более 100 американских советников находились в грузинской армии и, более того, в министерствах этой страны в тот момент, когда Грузия начала агрессию. Чем они там занимались, и какое послание было направлено администрацией США националистически настроенному грузинскому президенту, намеревавшемуся отвоевать утраченные территории? Было ли это мудро, если рассуждать задним числом, проводить под руководством США военные учения в Грузии в середине июля, в которых приняли участие военные контингенты из Армении, Азербайджана, США и Украины, и делать это именно в тот момент, когда конфликт уже находился на точки кипения, а дипломатические усилия были активизированы?
Мотивы Грузии ясны. Они были разглашены грузинским командующим бригадным генералом Мамукой Курашвили перед началом операции. Он сказал, что ее цель - восстановление конституционного порядка, под которым он подразумевал конституционный порядок Грузии на территории Южной Осетии. Иначе говоря, эта операция было агрессивной с самого начала, и ее цели были ясны - вернуть утраченную часть Грузии.
Действия России также понятны. Наращивание военного присутствия, раздача советских паспортов людям, которые этого никогда не хотели. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии стало очевидной попыткой изменить границы при помощи силы. Именно это, а не только применение силы, заставило других соседей России более недоверчиво относится к удлинившейся руке Москвы. С этой точки зрения демонстрация силы со стороны России в Грузии было пирровой победой. Отношения Россия со своим ближним зарубежьем находятся на самой нижней точке за все время, и Москва не может свалить все на западные попытки взять ее в кольцо.
Какие уроки следует извлечь? Для нас самый важный урок состоит в том, что не все конфликты с Россией одинаковые. Обладание ролью жертвы не передается. Уроки польской истории или прибалтийских государств не могут автоматически переноситься на Кавказ. Политика противостояния России может обернуться катастрофой, как это и показал грузинский опыт. Этот регион должен выработать свою собственную систему отношений при посредничестве Запада и стимулов с его стороны, если возникнет необходимость, но не с помощью натовских баз и американских солдат. Грузия - это не сэндвич между Россией и Западом. Когда я последний раз смотрел на карту, то вблизи Европы я эту страну не обнаружил.