Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война в Грузии стала уроком для Европы

Конфликт 2008 года было возможно предвидеть и предотвратить

Тальявини
Тальявини
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы не считаем, что наша работа похожа на работу суда. Единственного виновного определить невозможно: причины войны августа 2008 года кроются в произошедших ранее катастрофических событиях. Последним в их цепи стал обстрел Цхинвали, столицы сепаратисткой республики Южная Осетия, грузинскими войсками 7 августа 2008 года, за которым последовал непропорциональный ответ России. Другим обострившим ситуацию фактором было полное отсутствие прогресса за последние 15 лет в разрешении "замороженных конфликтов" в Абхазии и Южной Осетии.

Год назад ведомый Францией Европейский союз помог положить конец войне, которая привела к гибели 850 грузин, а еще 138 000 стали беженцами. Не стоит забывать и о 220 000 беженцев, порожденных войной 1992 года. Впервые в своей истории Европейский союз создал комиссию для независимого расследования событий лета 2008 года и их подоплеки. Также ставилась цель понять, что же пошло, это нужно, чтобы избежать повторения подобной трагедии в будущем. Наконец, комиссия опубликовала доклад, в котором содержится важный урок для Европы.

Мы не считаем, что наша работа похожа на работу суда. Единственного виновного определить невозможно: причины войны августа 2008 года кроются в произошедших ранее катастрофических событиях. Последним в их цепи стал обстрел Цхинвали, столицы сепаратисткой республики Южная Осетия, грузинскими войсками 7 августа 2008 года, за которым последовал непропорциональный ответ России. Другим обострившим ситуацию фактором было полное отсутствие прогресса за последние 15 лет в разрешении "замороженных конфликтов" в Абхазии и Южной Осетии.

Одной из причин является и тот факт, что Россия систематически выдавала свои паспорта жителям Абхазии и Южной Осетии, заявляя о своей ответственности за людей, проживающих в так называемом "ближнем зарубежье". Подобные действия осуществлялись без консультации с властями Грузии, что все больше угрожало территориальной целостности страны. В течение всего этого времени Грузия стремилась ускорить вступление в НАТО и начать с помощью США, Израиля и Украины глубокую модернизацию вооруженных сил, бюджет которых вырос с 1% до 8% ВВП. Производилась также модернизация военных баз у границ Абхазии и Южной Осетии.

Усиление армии было откровенно несовместимо с исходящими из мировых столиц призывами воздержаться от применения силы. Более того, 2007 году и в начале 2008 года подписанные после первой грузинской войны договоры о прекращении огня становились все более хрупкими, тогда как российские военные не стеснялись сбивать пролетающие над Абхазией беспилотники. Участились и организуемые обеими сторонами приграничные инциденты.

Присутствие в Грузии миссий ООН, ОБСЕ и ЕС не помешало международному сообществу, и в частности Совету безопасности, закрывать глаза на ситуацию в стране. Оно отказалось не только от попыток разрешения конфликта, но даже от поддержки разваливающегося перемирия. Все необходимые условия для войны были созданы.

В то время превентивная дипломатия считалась приоритетом, поэтому следует добавить, что конфликт 2008 года вполне можно было предвидеть и даже предотвратить. Сегодня же никто не знает, что делать: Грузия разделена на части. Независимость сепаратистских республик Абхазия и Южная Осетия признает лишь горстка стран, тогда как более 35 000 человек живут в лагерях беженцев, и их будущее выглядит весьма туманным. Как же можно было избежать такогой катастрофы?

Вполне по силам было гораздо более эффективно использовать задействованные международные организации. Но это потребовало бы стремления всех ключевых игроков к тому, что Европейский союз называет "эффективным многосторонним сотрудничеством ".

В случае с Грузией участие иностранных держав привело бы лишь к обострению. Никто не стремился разобраться в том, что вызывало обеспокоенность сторон, как будто упорная приверженность несовместимым позициям могла способствовать мирному разрешению конфликта. В итоге решающим принципом стало одностороннее принятие решений и полное безразличие к последствиям своих действий для другой стороны.

Международное сообщество может сделать гораздо больше, и для этого не нужно вновь изобретать велосипед. Достаточно лишь вернуться к положениям устава ООН и принципам, которые прозвучали в Хельсинки в 1975 году. Добрососедские отношения невозможны без полного запрета на применение силы, не говоря уж о военных преступлениях, совершенных в том числе в ходе войны 2008 года, и запугивании большой страной ее маленького соседа. Это требует также честного и открытого рассмотрения вопросов, вызванных распадом СССР, многие из которых еще очень далеки от разрешения.

В то время как Европа продолжает расширять пространство мира и права, проводя референдум по Лиссабонскому договору в Ирландии, наш доклад показывает, что агрессивные и эгоистические силы по-прежнему играют заметную роль в политике континента. Стабильный европейский порядок должен основываться на превосходстве права и искреннем стремлении к сотрудничеству.

Хайди Тальявини (Heidi Tagliavini) - швейцарский дипломат. Она возглавила международную комиссию по расследованию обстоятельств конфликта в Грузии.