Нурсан Абдулкадырова с болью вспоминает тот день, когда ее семья была разрушена. 7 лет назад ее мужа увели российские солдаты. С тех пор она о нем ничего не знает
Нурсан Абдулкадырова: Солдаты ворвались в наш дом и начали стрелять. Они вывели детей во двор и арестовали мужа. Он был тогда дома один с детьми, я была на рынке. Это было воскресенье 8 сентября.
Что с ее мужем произошло затем, так и осталось тайной. Российские силы безопасности задержали ее мужа во время поисков чеченских боевиков в округе.
Нурсан неоднократно делала запросы в армию, милицию и в прокуратуру.
Но никто не смог - или не захотел - ей помочь.
Нурсан Абдулкадырова: :Если бы они хотели, они бы могли узнать, куда увезли моего мужа. Но мне ничего не сказали. Я обратилась в Европейский суд по правам человека.
Это не единственный случай в Чечне. С 1994 года республика пережила две войны. Пропавшими без вести до сих пор числятся порядка пяти тысяч человек. Для семей, разыскивающих своих пропавших родственников, суд в Страсбурге - последняя надежда на справедливость и правосудие.
Дока Излаев - один из группы юристов, которые помогли выиграть более сотни таких дел и обеспечить сотни тысяч евро компенсации для своих клиентов. Обычно компенсационные деньги выплачиваются, и на это все заканчивается.
Дока Излаев: Европейский суд обязывает российское правительство предоставить информацию о том, что эти дела были должным образом расследованы. Однако, соответствующие госорганы не предпринимают никаких мер в этом направлении.
Грозный - столица почти целиком мусульманской Чеченской республики. Следов войны почти не осталось. Центр был перестроен. Поддерживаемый Москвой чеченский лидер Рамзан Кадыров управляет республикой жестко.
Активисты правозащитного движения говорят, что за обновленными фасадами все еще кроется насилие, совершаются похищения, пытки и убийства.
Наталья Эстемирова работала в правозащитной организации 'Мемориал', которая фокусировалась на расследовании похищений. В июле ее саму похитили и убили. 'Мемориал' тотчас же приостановил свою деятельность в Чечне с целью обезопасить своих сотрудников.
Правозащитники считают, что за убийство Эстемировой и многие другие преступления несет ответственность Рамзан Кадыров.
Рамзан Кадыров: Эти преступления совершаются людьми, которые хотят дестабилизировать республику. Людей убивают везде, не только у нас. Когда такое случается в Москве, вы не начинаете обвинять местного мэра или президента. А здесь в Чечне они сразу начинают говорить, что Кадыров виноват. Я вам что, милиционер!
Правозащитники, юристы и журналисты собрались на окраине города.
Встреча проводится для того, чтобы обсудить ситуацию - то, что они называют атмосферой страха и беззакония в Чечне.
: Если честно, да. Я боюсь. Но я не хочу отдавать мою республику на откуп каким-то мерзавцам.
: Мы не понимаем, что происходит в нашей республике.
: Мы всегда говорим друг другу, куда мы направляемся. Мы не отключаем мобильные телефоны. Мы всегда поддерживаем постоянный контакт друг с другом.
Официально война в Чечне завершилась уже давно. Но Нурсан Абдулкадырова все еще ждет своего мужа. Она выиграла дело в Страсбургском суде, и ее выдали компенсацию. Но больше всего на свете она хочет, чтобы власти отыскали отца ее детей.
Александра фон Намен, Deutsche Welle