Как сообщает источник, близкий к президенту Саркози (Nicolas Sarkozy), Франция и Германия планируют заключение нового договора о дружбе и целый ряд других совместных проектов, которые отправят Великобританию на скамейку запасных.
План, имеющий целью вернуть Парижу и Берлину лидирующие позиции в инертном Европейском Союзе, включает в себя вопросы обороны и иммиграции, новую промышленную политику, а также курс по ослаблению контроля Великобритании над Европейской Комиссией, вызывающего сильное беспокойство Франции и Германии.
Модернизация франко-германской оси может включать в себя назначение Парижем министров в германское правительство - и наоборот. Инициатива позволит воспользоваться сложившейся в Британии ситуацией, где позиции Гордона Брауна (Gordon Brown) ослабли, а внимание его поглощено предстоящими в следующем году всеобщими выборами и решением консерваторов выйти из основного европейского правоцентристского объединения - Европейской народной партии.
Париж и Берлин, обращаясь к старой идее Европы двух скоростей, намерены продвигать проекты отдельных органов управления для европейской обороны и стимулирования промышленных лидеров. Британия не желает видеть ничего подобного. Уже довольно детально проработанные проекты стартуют после повторного референдума по Лиссабонскому договору, который пройдет на этой неделе в Ирландской республике. Причем неважно, проголосуют ирландцы 'за' или 'против'.
По словам дипломатов, вероятным последствием сделки, подготовка которой началась прошлой весной и происходила в обстановке секретности при участии всех основных министерств, станет отказ Франции и Германии поддержать Тони Блэра (Tony Blair) в качестве кандидата на пост первого президента ЕС. Пост будет веден в том случае, если Лиссабонский договор будет ратифицирован.
Среди альтернативных кандидатур рассматриваются Фелипе Гонсалес (Felipe Gonzalez), бывший социалистический премьер-министр Испании, и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker).
'Тони Блэр - человек прошлого, и Великобритания не является более эталоном', - заявил французский дипломат.
Советники Дэвида Кэмерона (David Cameron) утверждают, что вне зависимости от результатов голосования в Ирландии он сдержит свое обещание провести референдум по Лиссабонскому договору, если тот еще не окажется ратифицированным к моменту следующих выборов - и 'не оставить этот вопрос', если ратификация состоится.
Источники сообщают, что возрождение франко-германской оси может означать символическое появление канцлера Германии возле Триумфальной арки для участия в церемонии в честь Дня перемирия. Елисейский дворец отказался дать комментарии, однако муниципальные власти Вердена подтвердили, что ожидают визита канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel).
По мнению французского дипломата, новый франко-германский пакт, горячо поддерживаемый Саркози и Меркель, повлечет за собой появление в ставшем довольно неорганизованном Европейском союзе нового 'авангарда'. Но это не говорит о возврате к мечтам о федерации.
Состоявшееся в воскресенье переизбрание госпожи Меркель в качестве главы правоцентристской коалиции расчистило путь для этого соглашения. Возрожденное партнерство может быть скреплено в следующем месяце - на двадцатую годовщину падения Берлинской стены. Если ирландцы скажут 'да', то в подобной поспешности не будет необходимости, и официальная церемония может состояться в новом году. Выбранная 'старой Европой' тактика - это плоды мирового финансового кризиса и недовольства господина Саркози в связи с неудавшейся попыткой завязать новые партнерские отношения с Британией и США. Отклонение президентом Обамой инициативы французского лидера привело Саркози в ярость, и еще больше охладило его чувства к 'англосаксонцам', которых он винит в кризисе. Восстановление же Францией своего полноформатного членства в НАТО укрепило доверие к Германии к Парижу.
Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) считает, что, независимо от судьбы Лиссабонского договора, 'франко-германская ось' должна снова занять подобающее место. 'Центром тяжести Европы могут быть только Париж и Берлин', - заявил он в прошлые выходные журналисту газеты 'Ле Монд' (Le Monde). 'Британия решила остаться с краю. Италия... это Италия. Польше еще ехать и ехать. Испания в кризисе по самые уши'.
Сообщают, что перспектива избрания Британией евроскептичного консервативного правительства избавило французов от малейших сомнений, и господин Саркози решил забыть свои разногласия с госпожой Меркель, за которые цеплялся первые 18 месяцев своего президентства. Он назначил симпатизирующих Германии чиновников, включая нового министра сельского хозяйства Брюно Ле Мэра (Bruno Le Maire), владеющего немецким языком, которому поручено договориться о расходах на Совместную сельскохозяйственную политику (Common Agriculture Policy). Саркози и Меркель нашли общий язык во время кризиса 2008 года, когда они вместе выступали против американской и британской политики компенсаций банкирам и налоговых послаблений.
'У Парижа и Берлина общее желание покончить с ультра-либерализмом Европейской Комиссии, оказавшейся в руках англичан', - сообщает деловой журнал Enjeux les Echos. - 'Будущее снова нацелено на регулируемую экономику'.