Еще до того, как стороны прекратили огонь, российское вторжение в Грузию в прошлом году вызвало международные споры о том, кто несет ответственность за конфликт. Для многих в Соединенных Штатах ответ был довольно очевидным: в конце концов, Россия открыто готовилась к войне месяцами, а кремлевский лидер Владимир Путин с самого начала дал понять, что его целью является свержение проамериканского правительства Михаила Саакашвили. Но многие европейцы не хотели испортить свои отношения с Россией из-за маленькой страны на Кавказе. Поэтому, по просьбе Германии, была основана независимая комиссия по расследованию причин войны.
Результаты, опубликованный в среду в длинном отчете, не порадуют бескомпромиссных сторонников ни с той, ни с другой стороны. Но они должны показаться особенно неутешительными г-ну Путину и его апологетам. Написанный швейцарским дипломатом Хайди Тальявини, отчет отрицает основные заявления России по поводу конфликта, обвиняет Москву в организации или допущении преступлений против прав человека и заявляет, что любая страна, которая последует примеру Москвы и признает две грузинские провинции в качестве независимых государств, нарушит международные законы.
В отчете написано, что 'открытые военные действия' начались с грузинской атаки против мятежной провинции Южная Осетия, произошедшей в ночь с 7 на 8 августа 2008 года - и Соединенные Штаты должным образом осудили этот шаг еще в то время. Но комиссия также задокументировала длинный ряд провокаций со стороны России и ее местных союзников в Южной Осетии и Абхазии. Отчет говорит, что утверждение Москвы о том, что Грузия совершила 'геноцид', который оправдал российское вторжение, ложно. Более того, в отчете говорится, что 'значительная часть действий российских войск вышла далеко за разумные пределы обороны'. Комиссия также подтвердила, что 'нерегулярные вооруженные группы с южноосетинской стороны, которые не контролировались в адекватной мере регулярными российскими войсками' совершили нарушения международного законодательства в области защиты прав человека и, возможно, военные преступления, включая этнические чистки грузин.
Год спустя, попытка г-на Путина подчинить себе Грузию выглядит как одна из его худших ошибок. Лишь две другие страны - Никарагуа и Венесуэла - признали независимость Абхазии и Южной Осетии. Г-н Саакашвили остается у власти, а отношения между Россией и всеми ее соседями ухудшились. Сегодня даже защитники г-на Путина в Европейском Союзе с трудом смогут оправдать его действия.
Это не означает, что опасность дальнейшей российской агрессии исчезла. Г-н Путин по-прежнему заявляет о праве на сферу влияния в стиле 19-го века, простирающуюся на Грузию, Украину и другие страны бывшего Советского Союза. Если Москва посчитает, что американская поддержка этих стран ослабела, вскоре последует еще одна война.