Становится ли Россия кошмаром для Renault? Российский рынок продолжает падать, и премьер-министр Владимир Путин предъявил французской компании настоящий ультиматум: "Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей", заявил он 2 октября на совете министров. Проще говоря, либо президент Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) согласится дать средства на спасение АвтоВАЗа, либо доля французского автопроизводителя будет размыта.
В декабре 2007 года Renault приобрел четверть капитала "АвтоВАЗа" за 665 миллионов евро. В то время российский рынок был одним из самых быстроразвивающихся в Европе. Но кризиса он не выдержал: продажи автомобилей скатились на 51% за первые 8 месяцев 2009 года.
Обветшалые заводы, унаследованная с советских времен культура производства, некачественные машины (по последним опросам, от их приобретения отказываются 60% россиян) – все это не позволило "АвтоВАЗу" устоять на ногах. В августе остановились сборочные линии гигантского завода в Тольятти, расположенного на берегах Волги. В сентябре производство возобновилось, но его нынешний объем составляет лишь половину от докризисного. Зарплаты сократились вдвое (6 000 рублей), а к декабрю число увольнений достигнет 28 000.
Весной правительство выделило компании 25 миллиардов рублей на погашение долгов. Но этого оказалось явно недостаточно.
С советских времен этот промышленный монстр – 102 000 рабочих, около 20 замдиректоров – является настоящей бездонной бочкой. Производимые им "Лады" – около 15 моделей, в которых подушки безопасности предусмотрены чаще всего лишь в виде опции – почти не находят покупателей, а у Renault не было времени на модернизацию предприятия.
Российские власти не намерены вновь облегчать карманы. " Мы пошли на то, что выделили первые 25 млрд рублей — и, по сути, защищая их (Renault-Nissan) интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет", утверждает Путин.
Кроме того, эти заявления прозвучали в то время, когда правительство добавляет последние штрихи к проекту госхолдинга, в который должны войти три российских автокомпании (в том числе "АвтоВАЗ"), а также принадлежащая" Сбербанку" доля Opel. И что же станет с активами Renault в этой огромной "Монополии"?
Рекапитализация с размыванием долей иностранных инвесторов представляет собой классический прием ведения бизнеса в России. В то же время 29 сентября Владимир Путин решил очаровать иностранных инвесторов, уверив их, что государство ослабит свое давление на экономику страны.
В Renault решили воздержаться от комментариев по поводу заявлений Путина. "С Путиным у нас хорошие отношения", еще недавно говорил Карлос Гон. По мнению Гетана Тульмонда (Gaétan Toulemonde) из Deutsche Bank, русские вероятно хотят "надавить на Renault, чтобы добиться передачи технологий". Даже если Renault и не мог предвидеть обрушение российского рынка автомобилей, его вложение в АвтоВАЗ оборачивается катастрофой. Так, ему пришлось обесценить свою долю российской компании, которая стоит сейчас не более 295 миллионов евро. Кроме того, " Renault должен был получить 165 миллионов роялти во втором полугодии 2008 года, но ему перечислили лишь 50 миллионов", продолжает Гетан Тульмонд. В июне генеральный директор "АвтоВАЗа" Ян Винсен (Yann Vincent) был вынужден уступить свое место россиянину под давлением властей.
"Россия и альянс с "АвтоВАЗом" остаются нашими стратегическими приоритетами", еще недавно говорил генеральный директор Renault Патрик Пелата (Patrick Pelata). "Но на этом пути будет немало трудностей". Слова оказались пророческими.