Новый тон официальных речей, новое, собственное, политическое видение, план будущего для России, подрывающий догму "суверенной демократии", дорогой сердцу Путина. Еще со времен СССР известно, что кремленология, – одна из самых мутных и мистических наук. Однако теперь, когда управляющий Россией тандем столкнулся с экономическим кризисом, эксперты и СМИ, местные и зарубежные, снова ломают голову в спекуляциях о "подпольной войне" между премьером Путиным и президентом Медведевым. Первый оказался в затруднительном положении из-за не дающего результатов антикризисного плана. Второй занят широкомасштабной сменой собственного имиджа.
Начал Медведев со смены спичрайтера. По данным одной из российских газет, молодой царь намерен отказаться от услуг Джахан Поллыевой: именно она стояла за жесткой риторикой Путина, а прежде и Ельцина. На встрече "Большой двадцатки" в Питтсбурге Медведев не захотел зачитывать подготовленные ею тексты. Президент все больше демонстрирует желание дистанцироваться от предшественника, в том числе и стилистически.
Список "сигналов" длинен. Сначала – интервью оппозиционной "Новой газете". Потом – негодующая реакция на убийство Эстемировой, контрастирующая с поведением Путина, который Политковскую даже не удостоил чести признать значимой фигурой. В сентябре стартовала полемика вокруг заявления Путина о президентских выборах 2012 года. "Мы договоримся", сказал он, дав понять, что отныне никто из двоих не намерен уходить. Ответом Медведева стало эссе "Россия, вперед!" на сайте Gazeta.ru, обнажившее ключевые российские проблемы: "Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, слабая демократия, нестабильный Кавказ".
Однако главный симптом – создание новой команды, пропагандирующей либеральные идеи президента. В московском Институте современного развития (ИНСОР) – созданном в 2008 году исследовательском центре, почетный председатель которого – все тот же Медведев – готовится к публикации доклад под названием "Россия 21-го века: образ желаемого завтра". Официальных подтверждений нет, но все уверены, что цель этой организации – похоронить эру Путина. Ее директор – Игорь Юргенс, личный консультант Медведева по экономическим вопросам. Начиная с февраля, его интервью авторитетным зарубежным изданиям вызывают смуту на родине: "Путин должен был создать вертикаль власти, но мы поплатились свободой печати"; "Государство укреплено, пора восстанавливать демократию"; время избавляться от нефтегазовой зависимости и 1,4 миллионов бюрократов (в СССР их было 300 тысяч). А недавно Юргенс предупредил: Путин рискует стать "вторым Брежневым", символом нового застоя. Среди авторов готовящейся публикации – Никита Масленников, преподаватель Высшей школы экономики Санкт-Петербурга, основанной в 1992 году "шоковым" реформатором Егором Гайдаром. В команде также – Евгений Гонтмахер: именно он высказал (подтвердившийся) прогноз о крахе российских так называемых моногородов. По его мнению, России нужен "новый Горбачев". К слову, последний советский лидер – тоже среди друзей ИНСОРа. Наряду с такими экспертами, как Сергей Пашин – бывший судья Московского городского суда, отправленный в отставку Путиным – Горбачев заявлял о необходимости радикальной реформы российской судебной системы. Наконец, в правлении ИНСОРа состоят политологи из центра Карнеги, члены ведущей правозащитную деятельность Хельсинской группы. "Власть не нуждается в комплиментах, а наоборот, нуждается в открытой дискуссии, призванной развивать сильное гражданское общество", пишет Медведев на сайте Института.
Что это – пустые слова? Многие наблюдатели сохраняют скепсис: мол, ловкая игра сторон, создающая иллюзию плюрализма и только усиливающая тандем. Сам же ИНСОР называет команду Медведев-Путин, где каждый зависит от другого, "Городом Солнца". Или, может, это хитрый ход, призванный расшевелить критические настроения во власти? В любом случае, если война между двумя лидерами представляется пока далекой, раскол политической элиты на два лагеря – ястребов и голубей – уже реальность. И пока премьер в поисках выхода из кризиса активизирует приватизацию, подражая либеральным методам своего "подопечного", голуби вынуждены иметь дело с опасным противником: Владиславом Сурковым, главным кремлевским политтехнологом, серым кардиналом официальной идеологии. Его ответ ИНСОРу был краток: "Система работает". Что же – вопрос закрыт?