Несмотря на ранее звучавшие заверения в том, что Лех Качиньский (Lech Kaczyński) подпишет Лиссабонский договор сразу же после принятия его ирландцами, президент все еще медлит.
Как нам удалось выяснить, сперва он хотел бы получить гарантии того, что Польша вслед за Германией усилит роль своего парламента в европейских делах.
До сих пор нерешенным остается вопрос разделения компетенций между президентом и премьером во внешней политике.
– Президент хочет иметь уверенность, что договоренности, касающиеся т.н. "положения о компетенциях", останутся в силе, – сказал нам вчера один из близких сотрудников Леха Качиньского, пожелавший сохранить анонимность. По его мнению, президент может завершить ратификацию договора уже в конце текущей недели или в начале следующей.
По сведениям "Rzeczpospolita", президент готов рискнуть навлечь на себя критику Евросоюза и дольше затягивать подписание, чтобы добиться лучшей должности для представителя Польши в Совете Европы. Однако он не сможет это осуществить без помощи правительства.
По объявленным в субботу в Дублине результатам пятничного референдума 67,1% ирландцев проголосовали в поддержку Лиссабонского договора. Число его сторонников возросло на 20% в сравнении с голосованием 2008 года, когда победу одержали противники договора.
– Ирландцы показали, что они связывают свое будущее и будущее своих детей с Европой, – сказал обрадованный премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн (Brian Cowen). Главы других европейских правительств также выразили свое удовлетворение. Чтобы договор мог вступить в силу его должны ратифицировать все страны Евросоюза, этого еще не сделали только Польша и Чехия.
– Чем быстрее Лех Качиньский подпишет Лиссабонский договор, тем будет лучше для блага Польши, если говорить о ее позиции и возможностях для маневра, – сказал в субботу в Берлине Дональд Туск (Donald Tusk).
– Мы обрадованы результатом референдума в Ирландии. Скоро президент его подпишет, сообщил вчера "Rzeczpospolita" глава Бюро национальной безопасности Лександр Щигло (Aleksander Szczygło), однако какую-либо конкретную дату он называть не стал.
Президентский дворец и Канцелярия премьера ведут непрекращающийся спор о внешней политике. Его не остановило даже принятое в мае решение Конституционного трибунала, постановившего, что правительство должно представлять польскую позицию на саммитах ЕС, а президент, если захочет, может в них участвовать.