Россия выходит из единственного обязывающего договора – не в последнюю очередь из-за упущений Запада Во многом незаметно для общественности Россия вышла из энергетической хартии. С 19 октября 2009 года эта страна не будет больше связана положениями этого договора.
Двойственное отношение России к этому договору, а также разногласия с Украиной по поводу транзита сделали энергетическую хартию известной для широких кругов общественности. Это единственный международный обязывающий в юридическом отношении договор для регулирования инвестиций, торговли и транзита в энергетической области. Он вступил в силу в 1998 году. Россия его подписала, но не ратифицировала.
Поскольку Россия при подписании не сделала никаких иных заявлений, то она, в соответствии с параграфом 45, взяла на себя обязательства по исполнению этого договора на временной основе. Россия держала в течение многих лет в Брюссель заместителя председателя секретариата энергетической хартии, а также держала в подвешенном состоянии переговоры по спорному транзитному протоколу. Следует спросить себя, а почему произошел этот выход из договора, на который в Европе обратили так мало внимания?
Россия входит в число главных производителей нефти и природного газа, и все они выражают свои сомнения. Норвегию и США особенно не устроили масштабные меры по защите инвестиций, что удержало их от того, чтобы стать полноправными участниками договора. С Россией дело обстояло иначе. В случае с этой страной прежде всего вопросы транзита уже на раннем этапе вызвали активизацию позиции "Газпромом". Газовый концерн опасался того, что его выгодное положение в области транспортировки энергоносителей по российской территории может быть подорвано.
В России прежде всего ссылались на бесполезность этого договора, и это делалась как в ходе спора с Украиной в 2009 году, так и после него. При этом одновременно предпринимались юридические маневры, направленные на то, чтобы оправдать собственные нарушения договора при помощи положений российского законодательства.
Все это указывает на один важный мотив – Россия из-за разгрома "Юкоса" вынуждена постоянно принимать участие в разбирательствах в международном гаагском Арбитражном суде. Спор идет о 50 миллиардах долларов США - то есть сумма отнюдь не пустяковая. Главные акционеры "Юкоса" требует вернуть деньги, потерянные в результате отчуждения их собственности российским правительством, и приводят в качестве аргумента положения энергетической хартии. Россия пытается за счет выхода из договора укрепить свои позиции, настаивая на том, что она никогда не применяла тех статей договора, которые противоречили российскому законодательству. В этом есть некий парадокс – пытаться отменить временное исполнение договора и одновременно утверждать, что он так и не вступил в силу.
Все это должно заставить Запад задуматься. Согласно договору к энергетической хартии, сделанные в России инвестиции были защищены, и даже применялось положение об обратном действии закона на срок в 20 лет. Новые инвестиции не будут иметь такой защиты. Это должно обеспокоить Запад. Шаг этот трудно понять, поскольку в результате экономического кризиса инвестиционные стратегии России оказались несостоятельными. Российский премьер Путин пригласил принять участие в рекламной поездке на полуостров Ямал в конце сентября представителей западных компаний.
Запад также допустил просчеты. Предложение российского президента, сделанное в апреле этого года, относительно нового свода правил в энергетической области не вызвало ни в Германии, ни в Европе никакого отклика. Не важно, что этот документ был расплывчатым и не очень конкретным – предложение крупнейшего экспортера энергоносителей должно было получить ответную реакцию. Вероятно, это также стало одной из причин выхода России из договора к энергетической хартии.
Предложения Медведева полностью не устраняет всех недостатков договора. Среди прочего можно отметить, что он не включает некоторые страны-экспортеры энергоносителей. Однако возможность быстро включить предложение Медведева в рамки энергетической хартии, к сожалению, уже упущена. Однако еще не поздно начать новые переговоры.
Россия, как и другие страны-производители энергоносителей, сильно пострадала от воздействия экономического кризиса. Спрос на них в Европе, а также в других регионах-потребителях существенно сократился, а в нефтяном и газовом секторе наблюдается хроническое недофинансирование.
Неопределенность растет также и в странах-потребителях, так как из-за кризиса следует уже в ближайшее время ожидать сокращение предложения при растущем спросе, что приведет к повышению цен. Чтобы справиться с растущей волатильностью рынка, в повестку дня должно быть включено требование момента – диалог и сотрудничество. Германия могла бы вместе с Россией и США выступить в рамках G20 с инициативой относительно разработки нового международного обязывающего рамочного договора.
Кирстен Вестфаль является экспертом в области энергетики фонда Wissenschaft und Politik