Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Франция играет непривычную для себя роль дипломатического ястреба

Николя Саркози
Николя Саркози
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда-то Франция была самопровозглашенным международным посредником, а теперь она пытает счастья в агрессивной дипломатии с Ираном.

Когда-то Франция была самопровозглашенным международным посредником, а теперь она пытает счастья в агрессивной дипломатии с Ираном.

На следующий день после того, как Иран пошел на уступки по поводу своей ядерной программы на переговорах в Женеве, Франция попыталась оказать дополнительное давление на Иран, заявив, что к декабрю Тегеран должен доказать, что не занимается производством ядерного оружия или столкнуться с санкциями.

Как и США, и Россия, Франция заявила, что согласие Ирана позволить международным наблюдателям проинспектировать завод по обогащению урана в северном Иране и пересылать свое ядерное топливо для обогащения в других странах является шагом в правильном направлении, но Париж настаивает, что от Тегерана требуются дополнительные шаги.

«К декабрю Иран должен ответить на вопросы международного сообщество конкретными действиями», - заявил в пятницу представитель французского МИДа Бернар Валеро (Bernard Valéro).

Этот комментарий подчеркивает все более ястребиную роль, разыгрываемую Францией в то время, как мир пытается обуздать ядерные амбиции Ирана, и эта перемена в поведении удивляет наблюдателей. В 2003 году Франция выступала во главе международных усилий по разубеждению США с целью не дать им начать войну в Ираке. В своей речи, обращенной к Генеральной ассамблее ООН, тогдашний премьер-министр Франдии Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) заявил, что хотя война может показаться простейшим решением, восстановление мира и сохранение единства Ирака окажутся очень тяжелой битвой. «Давайте взглянем фактам в лицо: это будет долго и сложно», - сказал он.

В том, что касается Тегерана, Париж уже давно выступал за диалог. В 1979 году Франция на несколько месяцев предоставила аятолле Хомейни прибежище, прежде чем он стал отцом Исламской революции. В начале 1990-х Франция успешно разрешила затяжной спор, касавшийся финансовых инвестиций Ирана во французский ядерный проект, который Франция посчитала более не совместимым с политической линией иранских священнослужителей.

Однако теперь президент Николя Саркози занимает гораздо более жесткую позицию. Во время президентских выборов в июне, г-н Саркози стал одним из первых среди глав западных государств, кто раскритиковал иранское руководство, заявив, что результаты голосования были запятнаны «фальсификациями». В августе президент Франции заявил, что Иран заслуживает лучшего лидера, чем президент Махмуд Ахмадинежад.

«Используя недипломатический язык, г-н Саркози встал во главе крестового похода против Ирана, - говорит аналитик Института международных и стратегических отношений Карим Пакзад (Karim Pakzad). – Но Франции не хватает мощности, чтобы проводить столь агрессивную политику».

Г-н Саркози ведет себя как ястреб с того момента, как пришел к власти в 2007 году. В то время это было незаметно, так как такое поведение соответствовало линии, проводимой бывшим президентом США Джорджем У. Бушем. Однако сегодня оно резко контрастирует с американской линией поведения, потому что администрация Обамы отказалась от упоминания «государств-изгоев» и пообещала приложить все усилия для успешного диалога с Ираном.

Аналитики говорят, что Франция начала менять свой подход в 2005 году, когда ей показалось, что Тегеран, якобы, пытается дестабилизировать Ливан, где у Франции есть большие интересы. Жак Ширак, бывший в то время президентом Франции, призвал ООН принять санкции против Ирана. Первые санкции ООН были одобрены в декабре 2006 года.

Жесткая позиция г-на Саркози уже сделала Париж новым дипломатическим врагом Тегерана. В прошлом месяце г-н Ахмадинежад раскритиковал г-на Саркази за вмешательство во внутренние дела Ирана. «Франция заслуживает лучших лидеров, чем те, которые у нее есть сейчас», - заявил иранский президент в интервью телеканалу France 2, когда был в Нью-Йорке на заседании Генеральной ассамблеи ООН.