Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай, потрясающий и сложный (I)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отличие от кремлёвских руководителей, Мао Цзе Дун полагал, что китайская революция должна была начаться в сельской местности и оттуда перекинуться в города.

Перед Мао Цзе Дуном // твёрдой поступью шли ... колонны людей по освобождённой земле// совей необъятной родины//над ними веяли знамёна людей// Поэтому победа китайского народа – это и наша победа//Какая крепкая сестра родилась у нас!

Такими стихами приветствовал Пабло Неруда победу китайской революции и провозглашение КНР 1-го октября 1949 года. Ведь речь шла, не более и не менее, о самом крупном событии планетарного масштаба послевоенного периода и о самом крупном по количеству участвующих людей революционном событии всемирной истории.

Сотни миллионов людей вставали с колен и своим примером давали надежду угнетённым и эксплуатируемым всех стран. Задрожали все внутренности капиталистической системы, не знавшей подобного потрясения с октября 1917 года, когда огромные просторы России вздрогнули от революционного натиска народных масс.

В отличие от кремлёвских руководителей, Мао Цзе Дун полагал, что китайская революция должна была начаться в сельской местности и оттуда перекинуться в города. Так, после кровавого подавления восстания пролетариата, описанного французским писателем Андрэ Мальро в своем знаменитом романе «Удел человеческий», Мао Цзе Дун занял лидирующие позиции среди китайских революционеров и предпринял так называемы Большой Поход. Пройдя со своими сторонниками несколько тысяч километров в период с 1934 по 1936 год, он достиг северо-востока Китая. В этой сельской местности повстанцы обосновались и создали свою «Советскую Республику». В ходе многочисленных боёв и решающих побед под руководством Коммунистической партии была создана Народно-Освободтельная Армия Китая, которая продолжала крепнуть в дальнейших сражениях. Тринадцать лет спустя, реакционное и проимпериалистическое правительство Чан Кай Ши было сброшено в  море. Вместе с ним прекратил существование целый паразитический класс, бросавший тень позора на огромную территорию, третью или четвёртую по площади и первую по количеству жителей, которую бессовестно грабили и угнетали колониальные власти.

Англичане силой оружия навязали им опиум, японцы оккупировали Манчжурию и превратили императора в послушную марионетку, коалиции империалистических государств также совершали акты агрессии и подвергали ограблению. В силу всего вышесказанного, одной из главных целей нового Китая было сначала сравняться по мощи с наиболее развитыми государствами, а затем и превзойти их.

Для этого революционеры намеревались объединить под руководством пролетариата силы, не связанные с предыдущим строем (включая буржуазию, отображённую в виде маленькой звёздочки на новом флаге страны), разрушить преобладавшие в то время феодальные отношения, завоевать национальную независимость и пойти по пути социалистического строительства, набиравшего тогда силу во многих странах. Для того, чтобы подчёркнуть характерные черты китайской революции, Мао назвал её тогда революцией Новой Демократии.

Первой задачей было проведение крупнейшей по своим размерам аграрной реформы в условиях относительной нехватки земель. Чжоу Энь Лай, один из тех, кто отвечал за этот процесс, говорил, что «главной задачей китайских руководителей было обеспечить продовольствием сотни миллионов жителей страны, защитить их от наводнений и голода».

На начальном этапе СССР оказывал содействие в коллективизации сельского хозяйства и национализации частных предприятий. Эта помощь продолжалась до 1957 года, когда в силу острых расхождений во взглядах СССР отозвал своих специалистов и свернул программы сотрудничества. К 1960 напряжённость в отношениях ещё более усилилась, и два коммунистических гиганта вошли в стадию политической и идеологической конфронтации. Прекращение дружбы и сотрудничества с СССР положило начало целому ряду «проб и ошибок», оставивших свой отпечаток на революцинном строительстве в тысячелетней стране и отражающих его чрезвычайную сложность.

Следующей «пробой» стал так называемыы Большой Скачок, предпринятый на стыке 50-х и 60-х  годов прошлого века, и представлявший из себя комплекс экономических, политических и социальных мер, направленный на ускорение развития страны посредством организации народных коммун, на которые возлагались сложные промышленные процессы, как например, выплавка стали. В результате было ослаблено внимание к развтию сельскохозяйственного производства, что, в сочетаниии с различными стихийными бедствиями, привело к полному провалу. Разразился страшный голод, унёсший множество человеческих жизней. Авторитет Мао пошатнулся.

Продолжение следует.