Ситуация с признанием/непризнанием Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии уже так набила оскомину, что от нее кисло во рту даже у кремлевцев. И, не исключено, там только вздохнули бы с облегчением, если бы Минск прямо заявил, что признавать самостоятельность кавказских территорий не будет. Мол, раз нет, то и не надо - лот снимается. Но здесь упорно тянут резину, выставляя свою неопределенную позицию во все более абсурдном ракурсе. И по-прежнему все стрелки переводятся на белорусский парламент, хотя всем хорошо известно, что 'народные избранники' решение могут лишь озвучить и юридически легализовать, а принимать его будет как раз тот, кто эти стрелки, собственно, и переводит.
Несмотря на многочисленные обещания первого лица страны и наличие соответствующих обращений из Сухуми и Цхинвали, парламент Беларуси вопрос признания Южной Осетии и Абхазии не изучал и даже толком не рассматривал. Новый состав Палаты представителей собрался уже на вторую сессию, а кавказского вопроса в повестке дня как не было, так и нет, в депутатской среде не сформировались даже зачатки позиции по этому вопросу.
'У депутатов нет сформировавшегося подхода, как реагировать на вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии: положительно, отрицательно или отложить на более поздний срок', - заявил накануне председатель комиссии по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич.
Можно предположить, что из трех возможных вариантов депутаты остановились, по собственному разумению или следуя логике общегосударственной политики, на последнем - отложить. И, судя по всему, надолго.
Как выяснилось в первый день осенней сессии Палаты представителей, к рассмотрению вопроса признания независимости кавказских территорий белорусские депутаты решили подойти более чем основательно. Сложную геополитическую дилемму рассмотрят и изучат со всех сторон. Для начала парламентарии намерены выяснить мнение белорусского народа, затем изучить европейские документы по этой проблеме, а чтобы уж совсем исключить фактор субъективности, депутаты сами посетят все участвующие в конфликте страны - Южную Осетию, Абхазию, Грузию, а также Россию, где намерены переговорить со своими коллегами из Государственной думы.
И только после этого, как заявил спикер Палаты представителей Владимир Андрейченко, будет рассмотрен вопрос по внесению обращения о признании независимости Абхазии и Южной Осетии в повестку дня.
Можно предположить, что такая многоступенчатая формула рассмотрения щекотливого вопроса потребует немало времени. Но зачем Минску и далее тянуть резину, если Кремль уже дал понять, что никаких экономических барышей Беларуси 'за Сухум и Цхинвал' не светит.
Вероятно, Минск больше и не пытается использовать кавказский вопрос как элемент политического торга с Россией. Есть ведь и еще одна заинтересованная сторона - Запад. В частности, Евросоюз, не скрывающий, что этот вопрос в диалоге с белорусскими властями присутствует. Нынешняя полупозиция официального Минска по проблеме Южной Осетии и Абхазии Брюссель вроде как устраивает, но у Европы нет полной уверенности в сохранении такого положения. И это Евросоюз, наверняка, тревожит.
Мало ли что может выкинуть этот непредсказуемый Лукашенко? Если Беларусь пополнит короткий список государств, признавших Южную Осетию и Абхазию, под угрозой окажется цельность только-только набирающего обороты 'Восточного партнерства', в которое Беларусь и пригласили с глобальной целью вывести из-под влияния Москвы.
Впрочем, насколько Лукашенко ловко играет на натовских фобиях России, так сейчас не менее успешно использует кавказские фобии Евросоюза, время от времени разогревая их громкими заявлениями.
Еще в ходе визита в Вильнюс Лукашенко заявил, что Беларусь, мол, давно, 'если по-человечески', должна была поддержать Россию и признать Абхазию и Южную Осетию, и что осенью белорусский парламент этим вопросом займется. Депутаты, как мы уже знаем, кавказскую проблему вновь отложили в долгий ящик. Что, впрочем, не помешало Лукашенко 2 октября во время пресс-конференции для российских СМИ развить свою вильнюсскую мысль. Правда, в несколько иной трактовке.
Следует отметить, что новой порции российских журналистов, привезенных в Беларусь на очередной пресс-тур, выпало сомнительное счастье сначала выслушать, а затем и увезти к себе на родину практически все накопившиеся у белорусского президента обиды на Кремль. Лукашенко не стеснялся вытаскивать на белый свет кулуарные тайны и не замалчивал секреты полишинеля.
Высказался Лукашенко и по кавказскому вопросу. Причем, весьма конкретно - Россия сама виновата в том, что Беларусь не признала Южную Осетию и Абхазию.
'Когда стал вопрос о признании, я хотел изучить, какова там ситуация, что же там произошло. Беларусь однозначно заняла позицию России, поддержав на всех уровнях. Но признание ведь серьезный акт. Все республики СНГ категорически отказались признавать, - отметил Александр Лукашенко. - Но, к сожалению, сам союзник виноват в том, что мы до сих пор не решили этот вопрос'.
По словам Лукашенко, у Беларуси был определенный механизм того, как страна будет идти к признанию Абхазии и Южной Осетии, и об этом были поставлены в известность и Евросоюз, и США.
'Но кому-то в России очень хотелось или нас наклонить побыстрее, или, может, вообще не хотелось, чтобы мы признавали эти республики. Помните, нас центральные СМИ, явно подконтрольные государственным чиновникам, начали просто травить. Не признает, потому что 500 млн. долларов не дали. Как будто Беларусь за деньги должна признать эти республики! И пошла волна в тот момент, когда мы должны были их признать, и об этом знали российские руководители. Поэтому я сказал: 'Стоп, ребята, в этой ситуации так не будет'. Я об этом недавно сказал одному и второму (Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. - БелаПАН.): 'Ребята, вы сами создали такую ситуацию, поэтому терпите'.
Впрочем, лукашенковская трактовка событий годичной давности звучит, откровенно говоря, не очень убедительно. Но суть, как кажется, не в том, что Кремль тогда хотел Беларусь 'наклонить', а в том, что Беларусь оставляет за собой возможность 'наклониться'. О чем Минск в последнее время усиленно и сигнализирует европейским ревнителям территориальной целостности Грузии.