Ксенофобия существует во всех обществах, как в прошлом, так и в настоящем. Она связана с социо-биологической природой человека, а также с проводимым в человеческом сознании разграничением между понятиями 'свой' и 'чужой'.
Однако агрессивная ксенофобия с ее открыто декларируемой ненавистью, дискриминацией против 'других' и их физическим преследованием является продуктом политики, проводимой правящей элитой с целью приобретения и сохранения политической и экономической власти.
Антиамериканизм в современной России служит прекрасным тому подтверждением.
Сегодня в России, как, впрочем, и в других частях мира, принято считать, что антиамериканизм возникает на основе глубоко укоренившихся эмоциональных представлений, характерных для обычного человека.
Такой взгляд на антиамериканизм, как на возникающий снизу и укорененный в психологии масс, совпадает с мнением большого числа политологов, социологов, журналистов и политиков, распространяющих представление о том, что большинство россиян не любят демократию и не принимают ее. Некоторые видят в этом последствия тысячелетнего воздействия российского авторитаризма, другие приписывают это наследию советского коммунизма.
С моей точки зрения, обе эти школы мысли сильно преувеличивают воздействие авторитарной традиции в российском народе. Хотя традиция и может внести свой вклад в формирование характера общества, я полагаю, что определяющая роль в формировании российского общественного мнения принадлежит нынешнему режиму.
Имеющиеся данные не подтверждают наличия 'инстинктивной ненависти к Америке' в том виде, как ее представляют многие журналисты и политики в России. Антиамериканизм в России идет сверху. Именно элита, использующая свои возможности контролировать средства массовой информации и манипулировать ими, а также контролировать образование, литературу и обладает возможностью поощрять или подавлять ксенофобию.
Разумеется, в России есть ксенофобские тенденции, которые веками поддерживались царями и русской православной церковью. В первое десятилетие после русской революции новая элита выбрала себе в качестве стратегии этническую толерантность и в целом достигла успеха в ее реализации. В 1920-е годы и в начале 1930-х годов Сталин призывал россиян 'объединить российский революционный порыв с американским деловым подходом ко всему'.
Однако в начале 1930-х годов Сталин заменил этническую терпимость - большевики использовали для этого термин 'интернационализм' - на идеологию русского шовинизма и антисемитизма.
Этот новый поворот в этнической политике Кремля вновь получил поддержку масс. Будучи студентом в Киеве в конце 1940-х годов я с глубокой печалью наблюдал за тем, как эпидемия антисемитизма распространялась в обществе. Мои друзья, как русские, так и евреи, свято верившие в ленинский 'интернационализм' как в непоколебимую революционную догму, были в одинаковой степени удивлены и шокированы.
После Второй мировой войны Соединенные Штаты стали главной мишенью советской пропаганды, и это продолжалось до конца существования советской системы. В 1950-х и 1970-х годах советский социолог Борис Грушин обнаружил, что средний советский гражданин имеет очень негативное представление об Америке.
Во время проводившейся Михаилом Горбачевым перестройки этническая политика Кремля вновь сдвинулась в сторону большей этнической толерантности. Это изменение было поразительным - образ Америки в российском общественном сознании радикально и быстро изменился в лучшую сторону.
Когда я приехал в Россию в командировку уже как ученый в конце 1980-х и начале 1990-х годов, я обнаружил - на этот раз с радостью, - что антиамериканизм и антисемитизм в этой стране постепенно стали сходить на нет.
Сегодня при Владимире Путине ксенофобия восстановлена как основной элемент официальной идеологии. Это подтверждается конформистским антиамериканизмом, характерным для всех членом правительства, а также депутатов парламента и большинства журналистов, политологов, писателей и деятелей культуры, лояльно относящихся к режиму.
Культивируемая в России ненависть к своим соседям украинцам и грузинам, а также полякам и жителям прибалтийских государств, представляет собой часть той же стратегии, в которой совершенно очевидно идеология занимает главенствующее положение по отношению к собственно геополитике.
Корни антиамериканизма в России не слишком глубоки. Большинство обычных россиян достаточно благожелательно настроены по отношению к американцам, их стилю жизни и их экономической системе. Эти позитивные чувства быстро бы проявились, если бы Кремль изменил свою политику в отношении Соединенных Штатов.
Владимир Шляпентох является профессором социологии университета штата Мичиган.