Каждый год, в так называемую Нобелевскую неделю, меня мучает вопрос. Почему Нобелевскую премию до сих пор не получил ни один латышский политик, или, скажем, деятель культуры? Неужто у нас нет достойных, среди ныне живущих? Потому что посмертно Нобелевская премия не присуждается.
Известны случаи, когда Нобелевскую премию получали жители Латвии. Например, в 1903 году лауреатом нобелевской премии по xимии стал Сванте Август Аррениус - выдающийся шведский ученый, который в 1886 году работал в Рижском политехническом университете. А в 1909 году премию, тоже по химии, получил Вильгельм Фридрих Оствальд - профессор того же университета, уроженец Риги. Как вы знаете, в Риге ему поставлен памятник, на улице Кр.Барона. Но он был из балтийских немцев, воспитанник российской науки и, наверное, даже по-латышски не говорил.
А 2005 году Нобелевской премии мира за вклад в ограничение распространения ядерного оружия и использование атомной энергии в мирных целях было удостоено Международное агентство ООН по атомной энергии. И латышские журналисты сразу выяснили, что там в Европейском отделении работает латышка Анна Буша, отвечающая за сотрудничество с Грецией, Грузией и Албанией. Вот она-то и стала первой представительницей Латвии, получившей Нобелевскую премию, с чем ее и поздравил министр иностранных дел Артис Пабрикс. Но все-таки премию дали не ей лично, а большому учреждению.
В 1913-1914 годах на соискание Нобелевской премии по химии выдвигали Пауля Вальдена, латыша, профессора все того же Политехнического университета. Выдвигали, кстати, четыре раза. В 20-х годах прошлого века хотели выдвинуть Райниса, на премию по литературе, но помешали интриги.
В 1998 году Союз писателей Латвии выдвинул латышскую поэтессу Визму Белшевицу. Причем, это была совершенно реальная кандидатура. В 2005 году поэтесса скончалась, и Латвия потеряла шанс на престижную награду.
В 2005 году латвийский писатель Леонид Коваль, историк и исследователь Холокоста в Латвии, получил известие, что американские еврейские активисты решили выдвинуть его на Нобелевскую премию. Об этом писали в газетах, но выдвинули или нет, мне точно неизвестно.
Вот, пожалуй, и все отношения Латвии с Нобелевской премией. А ведь ее вручение какому-нибудь латвийскому деятелю, сильно бы повысило народное самосознание и способствовало бы укреплению образа Латвии в глазах мировой общественности.
Неужели у нас нет достойных людей? Некого выдвинуть?
Давайте выдвинем президента, случаи были. В 2005-м году на соискание Нобелевской премии мира выдвигались кандидатуры президентов Грузии и Украины - Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко.
В 2006-м году Ассамблея народов Казахстана выдвинула на Нобелевскую премию мира президента Нурсултана Назарбаева. В 2007-м году Нобелевская премия мира была присуждена бывшему вице-президенту США Альберту Гору. Обладателем почетной награды он стал совместно с коллективом Межправительственной группы экспертов по изменению климата. И хотя его теорию о причинах и следствиях глобального потепления многие специалисты высмеяли, думаю, ему как, бывшему вице-президенту, на премию рассчитывать было проще.
Ну ладно, нет у нас ученых, которые могут получить премии за исследования химических процессов на твердых поверхностях или, например, за исследования основ введения специфических генетических модификаций в организмы мышей путем использования стволовых клеток эмбрионов.
Но есть поэты, писатели, экономисты, политики! Надо перестать быть пассивными - и выдвигать, выдвигать. Авось, кто-нибудь да и проскочит. В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 миллионов шведских крон - около 1,3 миллионов долларов.