Страны Восточной Европы, входящие в НАТО, начинают сомневаться относительно того, действительно ли Альянс готов защитить их от внешних угроз и вызовов. По крайней мере, такие сомнения можно было заметить в последние месяцы.
В конце июля группа интеллектуалов, бывших восточноевропейских лидеров (в том числе экс-президент Литвы В. Адамкус) направили открытое письмо американскому президенту Б.Обаме. Авторов письма, помимо прочих вопросов международной политики, встревожило то, сумеет ли НАТО защитить страны Восточной Европы в случае такой необходимости.
Обозреватель Э.Лукас в британском еженедельнике The Economist утверждал, что на брюссельской конференции по вопросам безопасности (7 июля) восточноевропейцев всколыхнуло выступление ученого из Германии, заявившего, что пятая статья Североатлантического договора – о коллективном ответе на агрессию и вызовы – всего лишь фикция. Государства региона хотели бы пересмотреть принципы доверия к Альянсу. Речь идет о поддержке операций НАТО, проводимых «вдали от дома», только при условии дополнительных гарантий безопасности в случае возможной агрессии как со стороны ближайших соседей, так и иного потенциального агрессора.
Одной из основных причин снижения доверия стран Восточной Европы, входящих в НАТО, к этой организации, можно считать смягчение политики (особенно – США) в отношении России, причем без дополнительных гарантий безопасности для восточноевропейского региона. Так, совсем недавно, 18 сентября, генсек Альянса А. Ф. Расмуссен заявил, что Россия, США и НАТО вполне могли бы сотрудничать в создании совместной системы ПРО. К тому же, А. Ф. Расмуссен поддержал предложение президента РФ Д. Медведева сформировать новую структуру безопасности, охватывающую территории от российского Дальнего Востока до западных берегов Северной Америки.
Направление политики Альянса свидетельствует о том, что безопасность Восточной Европы не является в последнее время приоритетом для НАТО в целом и США – в частности. Страны Восточной Европы опасаются сокращения влияния Альянса в восточноевропейском регионе, что открывает возможность наращивания военной мощи России.
Другая причина – стремление России продолжать говорить с НАТО жестким тоном. Так, 21 сентября российский президент заявил, что не следует расширять Альянс «назло России», что надо пересмотреть политику безопасности, а также дал понять: Альянс нуждается в России. Пользуясь «прорехами» политики НАТО в отношении России, она все более укрепляет свое влияние в Восточной Европе.
Вернемся к нормативной регламентации безопасности восточноевропейских членов НАТО. Основной гарантией остается пятая статья Североатлантического договора, однако возможность ее практического применения уже подвергается сомнению. Между тем, эффективных альтернатив пока не предложено. Не разработаны детальные оборонительные планы защиты восточноевропейских стран, входящих в состав Альянса. Мало того – для Литвы, Латвии и Эстонии вообще не подготовлено никаких планов.
Различия между «ветеранами» и «новичками» Альянса в возможностях обеспечения безопасности могут углубиться. Уже есть намеки на применение «самозащиты». После того, как США отказались от размещения противоракетного щита в Восточной Европе, польский оружейный концерн “Bumar“ выступил с предложением создать собственную, национальную, систему ПРО, которая в случае необходимости «прикроет» и соседние страны.
Такие планы – своего рода вовлечение и России, и Альянса (либо его отдельных членов) в новые игры в области политики безопасности в ближайшее время, что чревато ростом напряженности внутри НАТО и еще большим падением доверия восточноевропейских стран к Альянсу.
Рассматриваемую ситуацию можно охарактеризовать как конец «искусственной эйфории» стран Восточной Европы - членов НАТО в отношении гарантий собственной безопасности. Растет подспудное разочарование в Альянсе как защитнике. Тем не менее, страны Восточной Европы прекрасно понимают, сколь важен для них Альянс, и, надо полагать, будут продолжать выполнять свои союзнические обязательства.