Пусть даже ирландцы сказали «да» Лиссабонскому договору, однако бюрократы в Брюсселе пока еще не победили. Если уж на то пошло, именно бесстыдное запугивание ирландского электората с целью заставить его изменить свое первоначальное решение об отказе от договора, укрепит решимость тех, кто выступает против дальнейшей централизации власти в Брюсселе. Чешский президент Вацлав Клаус (Václav Klaus) пока отказывается подписать договор, который уже был принят чешским парламентом. Официально президент ожидает решения Конституционного суда Чехии по вопросу соответствия договора чешской конституции. Противники договора в чешском парламенте надеются затянуть правовые разбирательства до момента, когда британцы получат возможность отклонить его на референдуме, обещанном консерваторами. Последние намерены победить на следующих выборах, которые должны состояться в середине 2010 года.
Политические деятели Европейского союза любят читать иностранцам лекции о важности демократии. Тем не менее, сам ЕС вступил в пост-демократическую эпоху. Союз все чаще управляется никем не избранными и ни перед кем не отчитывающимися технократами в Брюсселе, пренебрегающими общественным мнением. В 2005 году, когда французские и нидерландские избиратели отклонили предложенную Конституцию ЕС, которая значительно увеличила бы полномочия Брюсселя, еврократы упаковали Конституцию в обложку Лиссабонского договора, для принятия которого, как предполагалось, не требовалось плебисцита.
В соответствии с ирландской конституцией прошел референдум, и в июне 2008 года ирландцы отклонили Лиссабонский договор. Семью годами ранее, ирландцы точно так же отклонили Ниццкий договор (Treaty of Nice), который также расширял полномочия Брюсселя. Тогда ирландцев принудили к повторному голосованию, и после месяцев пропаганды, финансируемой властями за счет средств налогоплательщиков, избиратели дали тот ответ, который Брюссель хотел услышать. Тот же сценарий был разыгран в течение последних нескольких месяцев – и снова Брюссель добился своего.
Однако ратификация Лиссабонского договора все еще может быть сорвана президентом Клаусом и его соратниками. Президент Клаус, чей рейтинг популярности достигает 70 процентов, знает, что граждане Чехии не слишком озабочены вопросом Лиссабонского договора. Брюссель, несомненно, попытается запугать чешскую общественность с помощью всевозможных замаскированных угроз, как это было в Ирландии. Однако Клаус прекрасно понимает, что хотя его нежелание идти на уступки способно ослабить его популярность, оно, однако, не сведет ее на нет. В конце концов, если он сможет продержаться до середины 2010 года, вина за отмену Лиссабонского договора падет именно на британцев.
Президент Клаус знает также, что после четырех десятилетий под властью Москвы, большинство чехов не приветствуют перспективу контроля со стороны Брюсселя. И наконец, Клаус знает, что ассигнования ЕС, которые Брюссель периодически использует, чтобы добиться политических уступок от более бедных и менее значительных европейских государств, не оказывают никакого влияния на экономический рост. Рост чешской экономики зависит не от предоставляемых ей Брюсселем финансовых ресурсов, но от здоровья глобальной экономики и условий чешского бизнеса, которые по большей части являются продуктом чешского законодательства.
По сообщениям чешской прессы, депутаты и сенаторы чешского парламента, поддерживающие принятие договора, могут попытаться объявить Клаусу импичмент, если все остальные меры не дадут результата. Однако весьма маловероятно, что им удастся набрать необходимых для столь радикального шага большинство голосов. Кроме того, чешская конституция устанавливает, что президент может быть отречен от должности только при условии совершения государственной измены, действий против независимости, территориальной целостности или демократического порядка Чехии. Однако это именно те ценности, которые защищает Клаус, противодействуя Лиссабонскому договору.
Процесс принятия Лиссабонского договора обнажил ту сторону европейской интеграции, которая мало кому по душе – это снисходительность и запугивание во всей их неприглядности. Клаус должен быть готов к тому, что на него будет оказываться сильнейшее давление, однако свободолюбивые европейцы надеются, что он устоит.
Мэриан Тюпи (Marian L. Tupy) - политический аналитик Центра глобальной свободы и процветания при Институте Катона, автор исследования «EU Enlargement: Costs, Benefits, and Strategies for Central and Eastern European Countries».