В 1928 году бразильский драматурги поэт модернист Освальд де Андраде (Oswald de Andrade) опубликовал свой «Манифест Людоеда».
Его изречения и иносказательные выражения привели к пересмотру истории Бразилии в период изменений в политической и социальной структуре этой страны и укрепления её связей с капиталистической Европой.
Острая ирония Освальда де Андраде сегодня как бы обрела второе дыхание в стране, которая всё увереннее чувствует себя в мировом сообществе и чья экономика в ближайшие годы войдёт в первую пятёрку в масштабе всей планеты. Как неминуемое следствие, Бразилия сделает серьёзную заявку на лидерство во всей Латинской Америке.
Эта политика, значительно усилившаяся при харизматичном президенте Луле да Силве (Lula da Silva), в условиях неясных перспектив мировой экономики и перенацеливания финансовых потоков на наиболее динамично развивающиеся страны, будет означать своего рода вызов подобный тому, что восемьдесят лет назад бросили бразильские модернисты.
Как воспримет Бразилия изменения, которые в ближайшее десятилетие произойдут в её экономике, политике и общественной жизни? В какой форме проявят себя её амбиции? Как отразится усиление этого латиноамериканского гиганта на остальных государствах континента? Поглотит ли Бразилия всё новое с изысканной утончённостью людоедов, описанных поэтами-модерниствами, или же сама станет жертвой финансового каннибализма, как Аргентина в 90-е годы XX века?
На этой неделе Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (CEPAL) опубликовала прогноз, согласно которому мировая экономика будет расти медленнее, чем в последние годы, медленно восстанавливаясь. Уровень безработицы при этом будет возрастать.
Тем не менее, в Бразилию идёт огромный приток денежных средств, который укрепляет её национальную валюту, финансовые институты и даст новый толчок росту её внутреннего валового продукта (ВВП), сверх ожидаемых показателей.
Выбранная в качестве страны организатора мирового чемпионата по футболу 2014 года и Олимпийских Игр 2016 года, Бразилия активно развивает связи с ведущими странами мира, от которых требует выделить ей место в Совете Безопасности ООН, а также с наиболее динамично развивающимися странами посредством своей интеграции в группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
В понедельник она впервые в своей истории стала кредитором Международного Валютного Фонда (МВФ), подтвердив обязательство выкупить его облигации на сумму 10 миллиардов долларов. Расходы на вооружение значительно выросли за последние годы и в 2007 году превысили оборонные бюджеты Австралии, Канады и Испании. Бразилия вступила в бескомпромиссную политическую борьбу с диктатурой Мичелетти, предоставив убежище в своём посольстве в Гондурасе законно избранному президенту этой страны Мануэлю Селайе (Manuel Zelaya).
Экономическая держава. Военная держава. Политическая держава. «Нас объединяет только людоедство. В социальном плане, в экономическом, в философском», написал Освальд де Андраде в Манифесте 1928 года. Идею людоеда навеял ему рисунок, подаренный женой Тарсилой де Амарал.
Поглотить европейца – таков был смысл того рисунка, символизировавшего культурные процессы той эпохи, эпохи борьбы Бразилии за сохранение своей самобытности. В течение ближайшего десятилетия этот рисунок вновь будет отражать напряжённость между Бразилией и ведущими странами мира, а также между Бразилией и прочими латиноамериканскими странами.