Осенью 1915 года, австрийский инженер по фамилии Лицмайер, помогавший строить железную дорогу Константинополь-Багдад, увидел то, что вначале показалось ему большой турецкой армией, двигавшейся в сторону Месопотамии. Однако, по мере приближения толпы, он понял, что это был огромный караван женщин, двигавшихся вперед под надсмотром солдат.
Все 40 тысяч женщин были армянками, разлученными со своими мужьями – большинству из которых к тому времени уже перерезали горла турецкие жандармы – и отправленными в смертельный поход. Всего во время этого геноцида погибло до 1.5 миллионов армян.
Их постоянно избивали и насиловали, и некоторые предпочли отравиться, покидая свои дома в Эрзеруме, Серене, Сиваше, Битлисе и других городах, расположенных в турецкой западной Армении. Один из современником Лицмайера, епископ Григорис Балакян, так описывал этих женщин: «Некоторые из них были доведены до такого состояния, что напоминали скелеты, завернутые в тряпье, их кожа стала как кожа, выжженная солнцем, морозом и ветром. Многие беременные женщины настолько потеряли все чувства, что оставляли своих новорожденных детей на обочине, протестуя против действий человечества и Бога». Каждый год появляются новые доказательства этих массовых этнических чисток, ставших первым Холокостом прошлого века. И каждый год Турция отрицает, что когда-либо проводила геноцид. Однако в субботу – к ужасу миллионов потомков переживших геноцид армян – президент Армении Серж Саргсян планирует подписать с Турцией протокол о возобновлении дипломатических отношений, что должно привести к новым торговым соглашениям. Он предполагает сделать это, не выполнив свое самое важное обещание, сделанное армянам, проживающим за пределами страны, - он не будет требовать, чтобы Турция признала, что провела в 1915 году геноцид армян.
Вчера в Бейруте тысячи армян устроили демонстрацию у ворот отеля, где остановился г-н Саргсян, протестуя против этого договора «торговля-в-обмен-на-отрицание». «Мы не забудем, - было написано на их плакатах. – Армянская история не на продажу». Они называли президента Армении предателем. «Почему нужно выставлять на продажу полтора миллиона наших мучеников? – спросил один из них. – И как насчет наших армянских земель в Турции, как насчет домов, оставленных нашими предками? Саргсян и их продает».
Правда состоит в том, что армянская диаспора, насчитывающая 5,7 миллиона человек, и раскиданная по России, США, Франции, Ливану и многим другим странам, является потомками западных армян, выдержавших основной удар турецко-оттоманской жестокости в 1915 году.
Малюсенькая, со всех сторон окруженная сущей Армения – чье население насчитывает лишь 3,2 миллиона человек, живущих на территории, ранее называвшейся восточной Арменией – это бедная, глубоко коррумпированная страна, щеголяющая сомнительной демократией. Она зависит от денежных переводов, посылаемых богатыми кузенами из-за рубежа; с этим и связана безнадежная миссия г-на Саргсяна, отправившегося в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Бейрут и Ростов-на-Дону, чтобы убедить их поддержать соглашение, которое будет подписано армянским и турецким министрами иностранных дел в Швейцарии.
Турки также возвещают о возможном решении по поводу Нагорного Карабаха, являющегося частью исторической Армении и захваченного у Азербайджана армянскими ополченцами почти два десятилетия назад – и надо признать, что армяне провели там некоторые этнические чистки. Но диаспору разгневало не это, а именно отказ правительства в Ереване поставить признание геноцида со стороны турков условием для переговоров.
«Армянское правительство пытается подсластить нам пилюлю, говоря, что турецкие и армянские историки сядут и решат, что же произошло в 1915 году, - сказал один из протестующих в Бейруте. – Но разве израильтяне стали бы поддерживать дипломатические отношения, если бы немецкое правительство внезапно поставило Холокост под вопрос и предложило бы обсудить эту проблему с историками?»
Предательство всегда витало в воздухе. Барака Обама – это уже третий президент США, обещавший своим армянским избирателям признать геноцид в случае своего избрания – а затем предавший их, отказавшись даже использовать это слово. Несмотря на громогласные осуждения, прозвучавшие после геноцида армян из уст Ллойд Джорджа и Черчилля, который стал первым британским политиком, назвавшим это холокостом, сегодня британский МИД также кротко утверждает, что «подробности» убийств 1915 года по-прежнему неизвестны. Однако, новые факты все продолжают поступать, даже от читателей этой газеты. В письме, адресованном мне, австралиец Роберт Дэвидсон написал, что его дедушка, Джон «Джок» Дэвидсон, ветеран Первой мировой войны, служивший в легкой кавалерии Австралии, стал свидетелем геноцида армян: «Они писал о сотнях армянских трупов, лежавших за стенами Хомса. Там были мужчины, женщины и дети, все они были раздеты догола и оставлены разлагаться или быть съеденными собаками. Австралийские кавалеристы были шокированы жестокостью, с которой турки расправились с этими людьми. В другой раз его отряд встретил армянскую женщину с двумя детьми, исхудавшими так, что они напоминали скелеты. Она знаками показала им, что турки перерезали горло ее мужу и двум старшим детям».
В своей новой книге, посвященной епископу Балакяну и называющейся «Армянская Голгофа», историк Питер Балакян (внучатый племянник епископа) пишет о британских солдатах, сдавшихся туркам в крепости Кут аль-Амара, находящейся на территории сегодняшнего Ирака. Этих солдат отправили в свое собственное смертельное путешествие на север – из 13 тысяч британский и индийских солдат выжили лишь 1600 человек – и они рассказывали о страшных сценах кровавой резни армян рядом с Деир эс-Зауром, находящегося недалеко от сирийского Хомса. «В этой пустыне, - рассказывал епископ, - они натолкнулись на горы человеческих костей, разбитых черепов и скелетов, простиравшиеся повсюду, среди которых было и множество скелетов убитых детей».
Когда в субботу министры иностранных дел сядут подписать свои протоколы в Швейцарии, им остается только надеяться, что чернила в их ручках не превратятся в кровь.